Этические проблемы, возникающие в процессе тренингаСтраница 5
Описанная ситуация показывает, что при разработке программы тренинга, в особенности тренинга, направленного на изменение личностных диспозиций участников, необходимо использовать методы и методики, созданные на основе того социума, в который были включены участники до прихода в группу.
Другим недостатком переводных методик является то, что тренеры не могут учесть все технические особенности выполнения упражнений, что может привести к снижению эффективности.
Автор данной работы в 1996 году столкнулся с примером такой недоработки. Тренинговая группа выполняла упражнение, направленное на изучение процессов обмена информацией. Решить поставленную задачу никак не удавалось, несмотря на то, что коммуникации в группе были хорошо отлажены. При анализе выяснилось, что одним из ключей к отгадке было то, что при ксерокопировании документа след, оставленный светлым маркером-текстовыделителем никак не проявляется. Группа российских участников просто не знала о таком свойстве этого вида маркеров, а тренер не учел этого при переводе упражнения. Таким образом, эффективность упражнения и тренинга в целом была снижена, так как была нарушена причинно-следственная связь между действиями группы и успешностью выполнения упражнения.
Здесь необходимо отметить очень важную для российских тренингов проблему – недостаточно высокий уровень развития не только теоретической, но и методической базы. К сожалению, большинство упражнений, применяющихся в СПТ являются переводами западных разработок. При ответе на вопрос о том, как происходила адаптация упражнений для российских участников, большинство тренеров отвечают, что основной метод адаптации – это проверка временем. Основной аргумент – "мы работаем уже больше пяти лет".
Еще один фактор – это атмосфера в группе.
Царящий в группе климат и эмоциональная атмосфера формируются и меняются в зависимости от нормативного давления группы, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворения определенных потребностей и содержания устремлений участников. Возникающее в результате этих явлений напряжение может сыграть как положительную, так и отрицательную роль.
"Холодная враждебная атмосфера может дезорганизовать работу группы и привести к ее распаду. И, наоборот, оптимальный уровень напряжения может способствовать более эффективной работе над проблемами, успешному протеканию научения, переходу к следующей фазе развития. Когда в группе происходит сопоставление существующих точек зрения и их конфронтация, появляется возможность для выражения и проявления эмоций, проведения самоанализа, своевременного разрешения конфликтов, когда групповые нормы благоприятствуют открытому общению и коммуникабельности, по мере усиления сплоченности группы растет вероятность положительных изменений у ее участников" [24, 80].
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность атмосферы в группе является умение тренера или ведущего грамотно оценивать состояние участников и влиять на эмоциональные реакции группы.
"Опасно то, что искусственно созданное эмоциональное напряжение группы деформирует личность самого ее руководителя, и он при добрых намерениях может стать организующим центром взаимоиндуцируемых психотических проявлений. Например, многочасовое пребывание в тренинговой группе, где культивируются нестандартные нравственные нормы, интенсивное самораскрытие и откровенная возвратная информация, может создавать иллюзию сверхсплоченной группы, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что ее участники обнаруживают неадекватное поведение, характеризующееся утратой способности проводить грань между реальным и условным, некритической оценкой собственных действий и действий партнеров по группе" [29, 51].
Влияние атмосферы тренинговой группы проявляется и вне СПТ, после его окончания. В группе тренинга создается атмосфера, благоприятная для раскрытия участников. Действительно, для того, чтобы участники спокойно высказывали свои мысли, оценки и чувства необходимо, чтобы они чувствовали, что это безопасно, что групповой процесс, управляемый тренером, направлен на помощь, а не на критику.
Работа в группе содержит много положительных эмоциональных аспектов: создаваемая атмосфера принятия и поддержки, общность проблем и стремление от них избавиться, переживание успехов – своих и чужих, возникновение уверенности в возможности изменений и многое другое. По окончании тренинга участники должны снова включиться в свое обыденное социальное окружение, которое почти наверняка не предоставит им такой широкой гаммы эмоций в концентрированной форме. Индивид ощущает разницу в эмоциональном фоне, который был в группе и который есть вне группы, что вполне естественно. Окружающим сложно сразу принять и оценить новые взгляды и поведение прошедшего тренинг.
Проведение и анализ материалов опытно –экспериментальной работы.
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступил как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответств ...
Анализ результатов исследования
При проведении пограничного анализа уже через месяц больные отмечали улучшение настроения (становилось «спокойно на душе», значительно уменьшились или полностью исчезли беспокойство, тревога, напряженность, злость).
Большинство больных (82%), которые ранее проходили курс с помощью метода быстрого кодирования (стрессотерапии), а затем п ...
Каналы имиджформирующей информации, стратегия формирования имиджа
Имидж создается на основе исходящей от человека имиджформирующей информации.
Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами:
а)вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;
б)непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно.
Имиджформирующая информация, исходящая от человека, воспринимается другими люд ...

