Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга

Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Страница 1

Первая группа проблем связана с групповыми целями.

Чаще всего цели группы не сформулированы для участников четко. Принятие их членами группы создает основу для обучающей активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности. Поэтому особенно важен вопрос совпадения индивидуальных и групповых целей. Здесь имеют значение два аспекта: 1) совпадение целей, тренера и целей участников; 2) совпадение индивидуальных целей участников одной группы. Достижение успеха по обоим аспектам во многом зависит от искусства и ответственности тренера.

Достижение отдаленных целей облегчается в результате сознательного выбора тренером промежуточных, этапных (преимущественно инструментальных) целей, относящихся к групповым явлениям и структуре группы, описания желаемой активности при работе над заданиями и их содержанием.

Для достижения соответствия целей тренера и целей участников, а также индивидуальных целей каждого участника группы, необходимо осознавать на какие изменения могут быть нацелены участники и какие изменения могут произойти в результате конкретного СПТ. В классификационной модели (см. п. 1.3) показано, что изменения, на которые направлен СПТ, могут происходить в личностном и межличностном функционировании. Причем это может касаться изменения функционирования в познавательной, аффективной или поведенческой сфере.

В внутриличностной сфере могут быть достигнуты изменения познавательного характера - в определенной (ценностной) установке, аффективного характера - принятие самого себя, и поведенческого характера - усвоение действий, приносящих удовлетворение.

В межличностной сфере целью может стать на познавательном уровне изменение социальной перцепции, на аффективном - достижение чувства удовлетворения в отношениях с людьми, на поведенческом уровне - приобретение социальных навыков.

Реализация этих целей происходит в рамках общей групповой активности. В процессе восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая интеракции с членами группы, участники проявляют межличностную активность. Участвуя в решении задач и проблем, они проявляют заданную активность. Когда участники стремятся удовлетворить свои индивидуальные потребности, лежащие в социально-эмоциональной сфере, большинство из них руководствуется желанием уменьшить свои страдания, улучшить самочувствие, избавиться от трудностей в отношениях с окружающими и в социальном функционировании [24].

Осознание и согласование этих и многих других, специфических для отдельных участников целей может способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников сходные барьеры, трудности и проблемы. Подобная ситуация чаще всего благотворно воздействует на групповой процесс в результате появления взаимопонимания, положительных эмоций, поддержки, солидарности и взаимодействия. Они возникают в группе как результат научения и становятся условием, облегчающим дальнейшее протекание терапевтического процесса в форме активного обучения или переучивания.

Вторая группа проблем связана с ролью тренера.

Позиция тренера в группе, считает М. Лакин, гораздо менее определенная, чем, скажем, позиция психотерапевта. "Участники не могут заранее знать ни целей, преследуемых тренером, ни тех последствий, которые для них будет иметь СПТ" [104, 23]. Формирование тренинговой группы, выбор тактики ведения группы и конкретных упражнений в значительной мере находится во власти тренера. Отсюда вытекает необходимость четкого осознания целей и задач процесса, прежде всего самим тренером. В таблице 2.1. приведена сформулированная Дж. Кори краткая характеристика работы ведущего в различных моделях тренинговых групп [146].

Таблица 2.1. "Роль и функции ведущего СПТ"

Модель

Роль и функции ведущего

1.Психоаналитические группы

Ведущий облегчает групповое взаимодействие, помогая в создании приемлемого и толерантного климата. Ведущий относительно анонимен и придерживается объективной позиции с тем, чтобы члены группы развили свое отношение к нему или к ней. Помогает членам группы закончить какие-то неоконченные дела из прошлого. Определяет границы взаимодействия для группы.

2.Адлериановские группы

Ведущий использует процедуры конфронтации, самораскрытия, интерпретации, анализ превалирующих паттернов с тем, чтобы показать представления и цели. Наблюдает социальный контекст поведения. Моделирует заботливое отношение. Помогает членам принять и утилизировать их положительные стороны.

3.Группы психодрамы

Ведущий функционирует здесь как фасилитатор и как директор. Его работа сводится к разогреву и помощи группе создать психодраму, управлению проигрыванием и затем процессом анализа с участниками. Частными задачами ведущего являются наблюдение, облегчение, направление, руководство драмой и подведение итогов.

4.Экзистенциальные группы

У ведущего здесь центральная роль. Она состоит в том, что он присутствует, и члены группы могут к нему обратиться, и ведущий воспринимает их субъективное бытие в мире. Ведущий здесь функционирует создавая взаимоотношения человека с человеком, самораскрывая себя, конфронтируя с членами группы с заботливой внимательностью.

5.Группы, центрированные на человеке

Руководитель группы облегчает работу группы, а не направляет её. Он имеет дело с барьерами в коммуникации, устанавливает в группе климат доверия и помогает группе эффективно функционировать. Центральной ролью ведущего является быть реальным во время занятий, и демонстрировать заботу, уважение и понимание. Его главная роль состоит в создании климата толерантности.

6.Гештальт-группы

Ведущий предлагает техники, предназначенные для того, чтобы интенсифицировать опыт участников и быть готовыми воспринять сигналы тела. Помогает клиентам идентифицировать и проработать до конца незаконченное дело из прошлого, которое мешает в жизни сейчас. Сосредоточивает свое внимание на актах поведения членов группы и их чувствах.

7.Группы транзактного анализа /ТА/

Ведущий здесь выступает в дидактической роли. Он обучает клиентов тому, как узнавать игры, в которые они играют с тем, чтобы избежать интимности. Как узнать состояние ЭГО, в котором они сейчас находятся в определенной транзакции, и самопораженческие аспекты ранних решений и воспринятых планов жизни.

8.Группы терапии поведения

Ведущий здесь функционирует как эксперт по модификации поведения. Таким образом, он должен быть активным и направляющим и часто он выступает как учитель или тренер. Он передает информацию и учит умениям и методам самомодификации поведения так, чтобы члены группы могли тренировать эффективные умения вне группы.

9.Группы рационально-эмотивной терапии

Ведущий выступает в дидактической роли: объясняет, обучает, переобучает. Помогает членам видеть и четко конфронтировать с их нелогичным мышлением и идентифицировать связи между самопораженческим поведением и иррациональными представлениями. Ведущий обучает членов группы, как изменить их паттерны мышления и поведения.

10.Группы терапии реальностью

Ведущий поощряет членов группы смотреть в лицо реальности и делать такие выборы, которые позволят им обеспечить свои потребности социально приемлемым способом. Ведущий помогает членам группы тем, что устанавливает персональные взаимоотношения с ними, ожидая, что они сформулируют и проведут в жизнь план изменения, и отвергая извинения за безответственное поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прием использования сильных и слабых сторон личности партнера.
Иногда человека можно похвалить авансом, даже если он похвалы еще и не заслужил. Но при этом человек обычно старается своими поступками поддержать высокое мнение о себе в глазах другого. Здесь можно вспомнить высказывание начальника Нью-Йоркской тюрьмы, человека по фамилии Лос, который более 10 лет успешно справлялся со своей должностью ...

Основная часть
Прежде чем начать рассмотрение рефлексивного подхода в общем плане, рефлексивных процессов управления в частности, необходимо весьма подробно остановиться на том, каковы философско-исторические, а также научные предпосылки становления рефлексивного подхода. Предварительно необходимо дать определение рефлексии и прокомментировать его. Р ...

Задание №3. Психологическое консультирование
Вопросы, по которым обращаются к школьному психологу для консультирования. 1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще ...