Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга

Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Страница 3

Методом, возникшим чуть позже и заслуживающим внимания, как сохранивший некоторое применение по сей день является метод "интеллектуализированной интерпретации". В целом, этот подход является результатом более глубоко понимания человеческого поведения. По мере того, как консультанты учились более адекватно понимать факторы, лежащие в основе поведения человека, совершенствовалась диагностика индивидуальных ситуаций. Вследствие этого возникла ошибка, заключающаяся в том, что помощь – это просто оборотная сторона диагностики и что все, в чем нуждается индивид, - это в объяснении причин его поведения. Существовала наивная вера в то, что подобная интеллектуальная интерпретация проблемы будет весьма эффективной в плане изменения установок или чувств клиента. Примером такого подхода служат некоторые работы психоаналитической традиции. Считалось, что если человек поймет, в чем причина его недомогания, то от самого факта осознания истоков, наступит облегчение и беспокоящие симптомы исчезнут.

Многие современные методы основаны на методе "катарсиса". Этот метод применялся и в церкви (в форме исповеди), и в психотерапии. Вся техника игровой терапии основана на фундаментальных принципах катарсиса. Метод катарсиса не был дискредитирован, он развивался, а применение его расширялось.

Современный западный метод отличается от предшествующих тем, что преследует совершенно другую цель. "Он прямо направлен на большую независимость и целостность личности без расчета на то, что если консультант будет помогать в решении проблемы, то будут достигнуты и результаты. Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель - не решить отдельную проблему, а помочь индивиду вырасти таким образом, чтобы он сам мог справляться с существующей, а также с последующими проблемами, будучи уже интегрированной личностью" [100, 41].

Также современный западный метод уделяет больше внимание эмоциональным факторам, чувственным аспектам ситуации, нежели интеллектуальным ее аспектам. Большинство проблем приспособления не связаны с ошибкам знания. Знания не являются действенным фактором, поскольку они блокируются эмоциональным неудовлетворением.

Еще одна особенность современного западного подхода заключается в том, что значительно большее внимание уделяется настоящему, а не прошлому индивида.

Этическая проблема, связанная с применимостью результатов СПТ в России связана с тем, что фактически отсутствует "современный российский метод" СПТ. Как уже было сказано, российские практики в большей степени склонны заимствовать западные методы, чем разрабатывать собственные. Это приводит к тому, что многие тренеры облегчая свою задачу стремятся по возможности больше контролировать и направлять участников тренинга к неким прогнозируемым результатам и четко отслеживать процесс межличностного общения и даже личностного развития участников группы, требуя обязательного отчета о своих чувствах и впечатлениях.

Примером может служить ситуация, которую наблюдал автор в ходе тренинга, посвященного повышению профессионального уровня тренеров. Обсуждая вопросы, связанные с методами проведения обучающей беседы (которая призвана помочь участникам тренинга извлечь опыт из игр и упражнений в ходе анализа чувств и действий группы), группа тренеров продемонстрировала в какой степени западные методы включены в работу российских специалистов.

Рис. 4 Циклическая модель обучения Д. Колба

Тренеры были ранее обучены и активно применяли на практике проведение обучающей беседы по циклической модели обучения Д. Колба, подразумевающую четыре фазы процесса освоения нового опыта:

1 получение конкретного опыта,

2 рефлексивное наблюдение,

3 абстрактная концептуализация,

4 активное экспериментирование.

Этому методу тренеры обучились ранее в США, и имели не только представление о стадиях, но и (как это свойственно американской традиции) подробное описание действий, которые должен предпринять тренер для того, чтобы провести группу по всем стадиям освоения опыта. Разработанность метода была настолько доскональная, что каждое упражнение сопровождалось перечнем возможных вопросов, которые может использовать тренер в ходе обучающей беседы.

Конечно, российские тренеры стремились использовать модель творчески, вырабатывая свой индивидуальный стиль ведения. Но в ходе тренинга тренеров проявилась следующая особенность. Когда автор данной работы задал группе вопрос о том, является ли на их взгляд модель Колба самой эффективной моделью для построения обучающей беседы, группа сначала перечислив другие методы, такие как мозговой штурм или анализ видеозаписи, пришла в замешательство, относительно вопроса эффективности каждого из этих методов для работы с группой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Личность и социальная установка
Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д. Н. Узнадзе. Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной психологии. Традиции исследования социальных установок – «аттитюдов» в современной социальной психологии на Западе. Необихевиористский и когнитивистский подходы к изучению социальных уст ...

Темперамент: понятие, теории
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - это индивидуа ...

Психология социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, ...