Материалы » Обшение и его функции » Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.

Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.
Страница 1

Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его личности. Овладение искусством понимать людей и на этой основе управлять их поведением является важнейшим признаком профессионализма сотрудников таможенных органов.

Основу психологии профессионального общения в работе сотрудника таможенных органов составляют его общие и специфические закономерности. Последние определяются характером оперативно-служебных задач, содержанием и целями конкретной ситуации.

Выделяются следующие виды профессионального общения сотрудников таможенных органов:

1. Общение сотрудника с коллегами по работе в служебном коллективе;

2. Общение с лицами, причастными к совершению правонарушений;

3. Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений;

4. Общение с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками таможенных органов;

5. Общение с иными лицами.

Общение сотрудника в коллективе характеризуется следующими основными особенностями:

- формализованностью и регламентацией служебного общения статусом сотрудников, их должностными обязанностями, правами и ответственностью, приказами, инструкциями и другими нормативными актами;

- сочетанием в эпизодах общения служебных, общественных и личных целей и интересов сотрудников таможенных органов;

- знанием участниками общения личных особенностей и стилей поведения друг друга;

- особой регламентацией движения оперативной информации.

Общение сотрудника с лицами, указанными в пунктах 2,3,4,5 может отличаться следующими особенностями:

- скрытым или открытым противодействием, установкой на борьбу;

- высоким уровнем ответственности;

- зачастую оно носит публичный характер;

- высокой эмоциональной напряженностью, фрустрированностью;

- часто носит стрессовый характер;

- правовой регламентацией и, как правило, фиксацией содержания.

Таким образом, в содержании и методах психологической подготовки сотрудников таможенных органов необходимо учитывать:

1. Трудности общения, определяемые сложностью, проблемностью служебной деятельности и самих ситуаций профессионального взаимодействия;

2. Особенности профессиональных контактов, формирующих у сотрудников таможенных органов опыт решения трудных ситуаций;

3. Типичные варианты личных затруднений и неадекватного общения сотрудников - стратегии обходного решения проблем, уклонения от сложных вариантов общения, профессиональная ограниченность и ригидность личностного пространства общения и т.д.

Отсюда система обучения сотрудников таможенных органов технике общения должна включать анализ типичных вариантов служебного взаимодействия (соответствующих интеракций), типичные стратегии и личностные предпочтения (индивидуальный стиль) общения, а также содержание и структуру процессов коммуникации.

В процессе общения необходимо выделять три стороны:

· взаимодействие друг с другом (интерактивная сторона);

· восприятие и понимание другого человека (перцептивная сторона);

· обмен информацией (коммуникативная сторона).

Взаимодействие друг с другом

- характеристика тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией их совместной деятельности. Основными компонентами процесса взаимодействия являются люди, участвующие в нем, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.

Не менее существенным компонентом процесса взаимодействия общающихся индивидов является и факт их взаимных изменений, как результат взаимовлияния друг на друга.

Различают два основных типа взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Кооперация подразумевает сотрудничество, согласие, ассоциацию, приспособление, что способствует общению. Конкуренция же подразумевает соперничество, конфликт, оппозицию, диссоциацию. Конкуренцию можно рассматривать как положительно, так и отрицательно влияющей на процесс общения.

Страницы: 1 2