Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга

Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Страница 2

Роль тренера-ведущего по разному понимается в разных моделях тренинговых групп, но везде на тренера возлагается очень важные функции:

1 устанавливает благоприятный климат,

2 делится опытом, переучивает,

3 выступает как эксперт по изменению поведения и установок,

4 поощряет и управляет конфронтациями и аффективными проявлениями, и пр.

Успешное выполнение этих функций предполагает не только высокий уровень профессионализма тренера, но и долю ответственности ивысоких моральных качеств.

Лакин [152] и другие авторы справедливо поднимает весьма тонкий вопрос о том, что ведение группы может отвечать определенным личностным потребностям тренера, в частности, и таким, удовлетворение которых в иных ситуациях почему-либо невозможно. В случае тренинга это может быть желание "раскрыть" участников, вызвать восхищение собой, потребность в лидерстве и многое другое.

Важно, чтобы тренинг не превратился в инструмент, средство удовлетворения этих потребностей "ценой" участников группы. Этот и многие другие вопросы упираются и весьма острую проблему квалифицированной подготовки тренеров.

В связи с этим Лакин [152] замечает, что быстрое распространение тренинга таит в себе много опасностей. Не говоря уж о том, что появляется много просто профессионально неподготовленных тренеров, не осознающих к тому же своей профессиональной ограниченности.

Эта проблема, на наш взгляд, особенно актуальна для сегодняшней России. Даже среди тех, кто прошел специальную подготовку, встречаются такие, кто "манипулирует групповым поведением, чтобы подтвердить собственную интерпретацию своего прошлого опыта". Этому трудно препятствовать при отсутствии четко сформулированных стандартов тренинга, подготовки тренеров и публикации кодекса этики тренинга.

"В лабораторных условиях ответственность за коммуникативные события несет руководитель учебной группы, а не сам обучаемый. Между тем, только персональная ответственность поднимает коммуникативное действие до уровня поступка. Здесь заключен основной недостаток лабораторного обучения: оно тренирует действиям, но не может научить поступкам. Некоторые руководители лабораторных групп пытаются преодолеть указанную трудность путем создания атмосферы ответственности, свойственной замкнутым группам с высокой моралью и взаимодоверием. При этом руководитель принимает на себя своеобразную "апостольскую" функцию нравственного образца, учителя жизни с непререкаемым моральным авторитетом. Группа тогда превращается в социально утепленную нишу, привлекательную для психически нестабильных лиц, нашедших экзотическую форму духовной жизни и фанатически ее исповедующих" [29, 51].

"Руководители в значительной степени определяют, насколько полезным окажется групповой опыт. Было замечено, что талантливый руководитель оказывается очень влиятельным в стрессовых ситуациях, и члены группы, его горячие приверженцы, часто наделяют такого руководителя "магическими" качествами. Такие руководители могут оказать огромное влияние на мышление участников в эмоционально насыщенной атмосфере группы" [104, 24].

В России мы часто встречаем таких приверженцев, которые стремятся посещать все тренинговые сессии, которые ведет определенный тренер, стремятся приблизится к нему, стать его помощником. Этим пользуются некоторые организации, играя на зависимости людей для достижения коммерческих целей.

Решить эту проблему невозможно без существенных изменений в области теории и практики тренинга. Необходимые меры затрагивают и область развития теоретической и методической базы СПТ, и формирования информационного поля, и подготовки профессиональных тренеров, и внедрения законов, регламентирующих деятельность тренеров и консультантов, и формирования сплоченного сообщества специалистов в области тренинга в России, пользующегося государственной поддержкой.

Одной из конкретных первоочередных мер на пути разрешения существующих проблем может стать более четкий акцент не столько на терапевтических моментах и эмоциональной разрядке, сколько именно на опыте формирования новых качеств и навыков, применимых в социуме вне тренинга. Такой подход позволит участникам получать положительное подкрепление новых образцов поведения вне тренинга и развиваться дальше самостоятельно, не прибегая к постоянной помощи тренера и группы.

Третья группа проблем связана с методами тренинга.

Ряд методов, применяемых ранее, дискредитировали себя. К таким методам можно отнести:

1 метод приказов и запретов,

2 увещевание,

3 внушение с помощью убеждения и разубеждения,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Речь. Речь и её функции.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. С ...

Типичные ошибки при организации и проведении игр в тренинге
Психологи отмечают, что тренер может только влиять на ход игры, но не может определять его. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков - это задача тренинга, а построение личного отношения и личного понимания прожитых на игре событий. Личное отношение не может быть правильным или неправильным, оно либо возникает, либ ...

Школьная психодиагностика и исследовательская деятельность.
Проведение психологической диагностики и исследовательской деятельности различного профиля и предназначения, которые направлены на определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоении образовательной программы, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социаль ...