Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга

Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Страница 4

В дальнейшем автор спросил группу, используют ли они в своей работе другие методы помощи участникам тренинга в освоении нового опыта. Оказалось, что имея хорошо разработанный инструмент, тренеры не особенно и стремились к осмыслению его эффективности и разработке новых методов для обогащения своего арсенала.

Конечно, описанная ситуация, характеризует указанных тренеров, как обладающих не самым высоким уровнем профессионализма. Но на практике все они проводили не один тренинг для разных групп клиентов, и их услуги пользовались спросом. Что наглядно демонстрирует актуальность проблемы применяемых в России методов социально-психологического тренинга.

Еще одна группа проблем, связанных с логикой построения занятий и тренингового цикла, а также содержанием заданий и упражнений.

Построение программы СПТ обычно ведется в двух плоскостях: процессной и содержательной.

Процессная сторона западных моделей СПТ чаще всего построена в соответствии с фазами групповой динамики. (см. п. 1.5.1.1.). Тренер планирует свои действия и прогнозирует действия и достояния группы так, чтобы группа прошла все фазы групповой динамики и вышла к позитивной терминации процесса развития. Для достижения этого результата тренер может использовать широкий арсенал методик: специальный подбор последовательности упражнений, глубина и направленность обучающих бесед, создание эмоциональной и ролевой напряженности, методы расслабления и сплочения группы и прочее.

В содержательной плоскости западные модели СПТ, в большинстве строятся по принципу формирования "универсального алгоритма" , о котором подробнее пойдет речь в пункте 3.2. Согласно М. Форвергу и Т. Альбергу (по [115] с коррективами автора данной работы) программа СПТ должна включать в себя следующие действия:

1 Выбор и понимание конкретных социально-психологических предметов воздействия, на изменение которых будет направлен СПТ (такими предметами могут быть, например: неудовлетворенность участников своими личностными качествами, коммуникативные проблемы участников; при подготовке тренеров – уровень профессиональной квалификации в области коммуникативной и концептуальной компетентности и пр.)

2 Представление модели идеального состояния предмета в различных условиях.

3 Демонстрацию эффективных образцов поведения, необходимого для достижения идеального состояния предмета воздействия.

4 Представление гипотетической модели психических регулятивных механизмов, определяющих эффективное отношение или форму поведения.

5 Сравнение существующего и должного (идеального) поведения участников СПТ.

6 Формирование новых личностных качеств, необходимых для успешного функционирования в рамках выработанного алгоритма.

Последний пункт в большей степени относится к тренингам личностного роста.

При работе с тренингами личностного роста особое значение имеет именно содержание тех ценностей и установок, на которых основываются новые личностные качества. Выбор методик обучения: упражнений, заданий, методов проведения обучающих бесед должен осуществляться с учетом уже определенных ценностных ориентаций, на формирование которых будет направлен СПТ.

Во многом то, насколько профессионально будет построен и проведет СПТ зависит от того, какой арсенал методик и инструментария имеется у тренера. Тренеру будет затруднительно формировать личностные качества, эффективные в определенном социуме, если он использует методики, разработанные для применения в социуме с другими ценностями и соответственно направленных на развитие других личностных качеств.

Для наглядности, приведем пример применения американского тренинга "Разрешение конфликтов" в Казахстане. Участниками были молодые люди в возрасте 16 – 20 лет. На одном из этапов тренинга разбиралась следующая ситуация: сестра предъявляет младшему брату претензию, что он не убрал в комнате и это пришлось делать ей, из-за чего она не успела подготовить доклад. На этой ситуации предполагалось отработать методику "Я заявления", когда конфликтующие стороны говорят о своих переживаниях, а не обвиняют друг друга. Это очень популярная в американской практике техника, применяемая в тренингах по конфликтам.

Тренер задал группе вопрос, кто на их взгляд, был виновником начавшегося конфликта. Дискуссия, которая произошла в группе после этого была полной неожиданностью для тренера – американца. Один из участников высказал мнение, что виновата сестра, так как она – женщина и должна была сама следить за порядком в доме. Другой участник возразил, что сестра старшая, и это дает ей право распределять обязанности по дому между собой и младшим братом. Итогом группового обсуждения стал единодушный вывод, что виновница – мать, которая не научила детей следить за порядком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Причины межпоколенных конфликтов
Конфликт между поколениями социологами рассматривается как возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений по причинам, как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным ...

Роль установки при восприятии человека человеком.
О важной роли установок как факторов, определяющих межличностное восприятие и притяжение говорил Г. Бирн. Он дифференцирует установки на важные и второстепенные, что позволяет определить иерархию личностных качеств в большей или меньшей мере определяющих межличностное притяжение. Используя процедуру “подставного” влияния личностных хара ...

Прием обращения к пониманию партнером третьих лиц.
Здесь уместны следующие фразы: "Вот и Иван Петрович так думает, вы же с ним согласны .", "А Петр Захарович мне говорил, что у вас с ним по этому поводу разногласий нет ." и т.д. ...