Материалы » Причины возникновения и пути ликвидации школьного стресса » Исследование достижения и неудачи как причины стресса

Исследование достижения и неудачи как причины стресса
Страница 1

Люди с высокой и низкой самооценкой, как правило, по-разному объясняют свои достижения и неудачи. Вейнер (1971) считает, что значение достижений и неудач в самовосприятии индивида обусловлено оценкой своих способностей, трудностью задачи, а также везением и упорством. Данные, полученные в этом исследовании, показывают, что дети с высокой и с низкой самооценкой по-разному оценивают вклад собственного умения в достижение успеха. Если первые были убеждены, что успех обусловлен их действиями, то вторые свой личный вклад в достижение успеха отрицали. Объяснение успешности собственными способностями имеет важные последствия для самооценки индивида и повышения уровня его достижений. Когда дети связывают успех с устойчивым внутренним фактором, это вызывает у них чувство удовлетворения и воодушевляет на дальнейшее продвижение. Данные эксперимента подтвердили это теоретическое положение: успех действительно служил для детей с позитивной самооценкой подкреплением, стимулировал их деятельность.

Что касается детей с низкой самооценкой, то они предположительно должны объяснять успех случайностью, удачей, то есть внешними причинами, которые не влекут за собой необходимости менять свойственную им самооценку. Такое объяснение дает минимум позитивных переживаний, по крайней мере оно не воодушевляет индивида к дальнейшей успешной деятельности. Поэтому у детей с низкой самооценкой наблюдается и сравнительно низкая мотивация к достижениям.

Предположение о различии в объяснениях детьми своих неудач в эксперименте не подтвердилось. Все дети в основном ссылались на свои способности. Однако дети с низкой самооценкой были склонны сильнее осуждать себя в случае неудачи, чем дети с высокой самооценкой. Поступление ребенка в школу значительно расширяет круг возможностей для развития его самооценки. В дошкольном возрасте у ребенка закладывается основа Я-концепции. Тем не менее, в школьные годы образ Я учащегося еще сохраняет в немалой степени гибкость и подвижность, благодаря которой учитель может изменить его, если это необходимо, в позитивном направлении. В школе ребенок становится объектом многочисленных и разнообразных оценок, избежать которых он не в состоянии, хотя они зачастую носят негативный характер и свидетельствуют о его неудачах или некомпетентности в различных ситуациях. Влияние школы на эмоциональную сферу ребенка изучено на сегодняшний день недостаточно. Некоторые исследователи указывают, что в возрасте девяти лет самооценка детей резко падает, что свидетельствует о наличии в школьной жизни стрессогенных для ребенка факторов и о том, что школьная организация в целом никак не ориентирована на создание для учащихся благоприятной эмоциональной атмосферы.

Многочисленные исследования, в которых использованы разнообразные методы измерения, с одной стороны, Я-концепции, а с другой — уровня достижений учащихся, показывают, что между этими двумя факторами существует значимая, хотя и не слишком сильная корреляция. Она несколько усиливается, когда вместо интегральной Я-концепции рассматриваются представления школьника о своих учебных способностях, а вместо общих достижений — успеваемость по конкретным предметам. Я-концепция значимо коррелирует и с неуспеваемостью. Ее измерение позволяет, в частности, прогнозировать успешность развития навыков чтения в начальной школе; при этом характер Я-концепции является основанием для более точных прогнозов, чем показатель интеллекта. Дети, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Дети с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Те и другие дети воспринимают неудачу как свидетельство недостатка собственных умений. Однако детям с высокой самооценкой в отличие от их сверстников с низкой самооценкой этот недостаток представляется принципиально восполнимым.

Судя по всему, связь между Я-концепцией и достижениями носит характер взаимовлияния. Исследования показывают, что, с одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой — улучшение Я-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести и к повышению успеваемости.

Страницы: 1 2


Развитие памяти как высшей психической функции. Понятие памяти
Согласно определению из Большого психологического словаря, память – «форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последу ...

Условия профессионального и личностного роста. Мотивация как процесс побуждения к действию и достижению успеха
Проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. "Трудность здесь состоит в том, - писал Б.Ф. Ломов, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения". Не случайно, поэтому многие психо ...

Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности (в том числе и человеческой) имеет исходную ад ...