Материалы » Причины возникновения и пути ликвидации школьного стресса » Исследование достижения и неудачи как причины стресса

Исследование достижения и неудачи как причины стресса
Страница 1

Люди с высокой и низкой самооценкой, как правило, по-разному объясняют свои достижения и неудачи. Вейнер (1971) считает, что значение достижений и неудач в самовосприятии индивида обусловлено оценкой своих способностей, трудностью задачи, а также везением и упорством. Данные, полученные в этом исследовании, показывают, что дети с высокой и с низкой самооценкой по-разному оценивают вклад собственного умения в достижение успеха. Если первые были убеждены, что успех обусловлен их действиями, то вторые свой личный вклад в достижение успеха отрицали. Объяснение успешности собственными способностями имеет важные последствия для самооценки индивида и повышения уровня его достижений. Когда дети связывают успех с устойчивым внутренним фактором, это вызывает у них чувство удовлетворения и воодушевляет на дальнейшее продвижение. Данные эксперимента подтвердили это теоретическое положение: успех действительно служил для детей с позитивной самооценкой подкреплением, стимулировал их деятельность.

Что касается детей с низкой самооценкой, то они предположительно должны объяснять успех случайностью, удачей, то есть внешними причинами, которые не влекут за собой необходимости менять свойственную им самооценку. Такое объяснение дает минимум позитивных переживаний, по крайней мере оно не воодушевляет индивида к дальнейшей успешной деятельности. Поэтому у детей с низкой самооценкой наблюдается и сравнительно низкая мотивация к достижениям.

Предположение о различии в объяснениях детьми своих неудач в эксперименте не подтвердилось. Все дети в основном ссылались на свои способности. Однако дети с низкой самооценкой были склонны сильнее осуждать себя в случае неудачи, чем дети с высокой самооценкой. Поступление ребенка в школу значительно расширяет круг возможностей для развития его самооценки. В дошкольном возрасте у ребенка закладывается основа Я-концепции. Тем не менее, в школьные годы образ Я учащегося еще сохраняет в немалой степени гибкость и подвижность, благодаря которой учитель может изменить его, если это необходимо, в позитивном направлении. В школе ребенок становится объектом многочисленных и разнообразных оценок, избежать которых он не в состоянии, хотя они зачастую носят негативный характер и свидетельствуют о его неудачах или некомпетентности в различных ситуациях. Влияние школы на эмоциональную сферу ребенка изучено на сегодняшний день недостаточно. Некоторые исследователи указывают, что в возрасте девяти лет самооценка детей резко падает, что свидетельствует о наличии в школьной жизни стрессогенных для ребенка факторов и о том, что школьная организация в целом никак не ориентирована на создание для учащихся благоприятной эмоциональной атмосферы.

Многочисленные исследования, в которых использованы разнообразные методы измерения, с одной стороны, Я-концепции, а с другой — уровня достижений учащихся, показывают, что между этими двумя факторами существует значимая, хотя и не слишком сильная корреляция. Она несколько усиливается, когда вместо интегральной Я-концепции рассматриваются представления школьника о своих учебных способностях, а вместо общих достижений — успеваемость по конкретным предметам. Я-концепция значимо коррелирует и с неуспеваемостью. Ее измерение позволяет, в частности, прогнозировать успешность развития навыков чтения в начальной школе; при этом характер Я-концепции является основанием для более точных прогнозов, чем показатель интеллекта. Дети, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Дети с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Те и другие дети воспринимают неудачу как свидетельство недостатка собственных умений. Однако детям с высокой самооценкой в отличие от их сверстников с низкой самооценкой этот недостаток представляется принципиально восполнимым.

Судя по всему, связь между Я-концепцией и достижениями носит характер взаимовлияния. Исследования показывают, что, с одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой — улучшение Я-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести и к повышению успеваемости.

Страницы: 1 2


Занятие 11-е. Тема: "Ставим свои собственные цели"
Цель — отработка такого навыка, как умение ставить себе цели. - На предыдущих занятиях мы поняли, что не можем все контролировать в своей жизни, но можем планировать, можем что-то сдвинуть с мертвой точки, дать импульс движению. - Цель дает нам направление и указывает станцию назначения в движении. - Цель — это радость, удовольствие. ...

Выводы
Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качеств ...

Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает проме ...