Материалы » Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей » Результаты исследования, их количественный и качественный анализ

Результаты исследования, их количественный и качественный анализ
Страница 6

Для более наглядного представления воспользуемся сравнительными диаграммами, на которых можно увидеть картину результатов в сравнении двух групп, по различным критериям, связанным с самоотношением и самооценкой.

Качественные показатели: где (группа 1)- зависимые, а (группа 2) – независимые.

Более низкие значения шкалы 1 «внутренняя честность» (для группы 1), говорят о более глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Возможно, ослаблены механизмы психологических защит. Для данной группы это так же можно связать с участием этих людей в терапевтических группах. Высокие значения шкалы (для группы 2), говорят о большей закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе, что возможно связанно с более эффективными психологическими защитами.

Шкала 2 «самоуверенность» - содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть, за что себя уважать. Значительно более низкие значения (для группы 1), соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Высокие значения шкалы (для группы 2), соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

Шкала 3 «саморуководство» - отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Относительно равные показатели, в данном случае, возможно, являются следствием иллюзорного представления о себе наркозависимых. Поскольку различные научные исследования говорят об обратном.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) – включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Низкие значения связаны с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого. Различия в значениях по данной шкале не так очевидны и значительны.

Шкала 5 «самоценность» - отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие баллы (для группы 1) по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру. Высокие оценки (для группы 2) по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Различия по данной шкале на лицо.

Шкала 6 «самопринятие». Высокий полюс (для группы 2) соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс (для группы 1) свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является симптомом внутренней дезадаптации.

Шкала 7 «самопривязанность». Высокие значения шкалы (группа 2) говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. Тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания.

Низкие значения (группа 1) свидетельствуют о желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 «внутренняя конфликтность». Значительно более высокие значения по данной шкале (группа 1) свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Неадекватно заниженная самооценка, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Шкала 9 «самообвинение». Высокие значения (группа 1) говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. Значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. [56]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Определение психологического консультирования
Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседнев ...

Занятие 12-е. Тема: "Я имею право".
Цель — способствовать укреплению такой системы ценностей, в которой законным является самопринятие. Это заключительное занятие укрепляет веру в себя, оставляет участников в оптимистическом настроении. Вначале обсуждаем то, что мы себе длительное время не позволяли, запрещали, и формулируем новое отношение к вопросу в виде утверждения & ...

Организация опытно-экспериментального исследования по использованию рок-музыки как средства формирования самооценки подростков. Диагностика уровня самооценки подростков
Основной целью в работе является определение уровня самооценки для дальнейшей коррекции, помощи в организации педагогических действий, а также для правильного развития школьника-подростка, для открытия им своих потенциальных возможностей, жизненных ресурсов. Опытная работа проводилась на базе школы №1. Объектом практической работы выст ...