Материалы » Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей » Результаты исследования, их количественный и качественный анализ

Результаты исследования, их количественный и качественный анализ
Страница 7

I. Самоуважение. Совокупность значений шкал выражает оценку собственного Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

II. Аутосимпатия. Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.

III. Внутренняя неустроенность. Данный фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Личностный дифференциал:

Оценка - результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Более высокие значения этого фактора для группы независимых людей говорят о том, что они в большей мере принимают себя как личности, больше склонны осознавать себя как носителей позитивных, характеристик, в определенном смысле более удовлетворены собой. Более низкие значения фактора О для зависимых личностей, указывают на критическое отношение к самому себе, их неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Разница в значениях этого фактора менее выражена. Фактор Активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности, указывает на высокую активность, общительность, импульсивность; или же на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Наркозависимые считают себя как менее активные, что говорит о недовольстве собой и критичном отношении к своему поведению.

Как можно увидеть из диаграммы по тесту Лири, существует явно выраженная разница по шкале «подозрительность» и менее выраженная по шкалам: «агрессивность», «подчиняемость» и «зависимость». Это говорит о более негативном отношении к людям со стороны зависимых личностей, о большей враждебности к обществу в собственной оценке этих отношений. [54] Наркозависимые в своем восприятии себя в обществе более подозрительные, отчужденные, обидчивые и недовольные. Это говорит о неуверенности в себе в интерперсональных взаимоотношениях, о боязни плохого отношения к себе, большей замкнутости в собственном мире. Разочарованность в людях и опасения приводят к скрытности. Наркозависимые более критичны ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Свое отношение проявляют в вербальной агрессии. Наркозависимые так же считают себя излишне раздражительными, непремеримыми и требовательными к окружающим людям, склонными во всем обвинять окружающих. Зависимые видят себя излишне зависимыми от людей и их мнения, осуждая себя за это и нуждающиеся в покровительстве и поддержке. Более слабовольные и склонные к легкому самоунижению, они склонны винить себя за это, что приводит к недовольству собой. Результаты говорят о наличии навязчивых страхов, не обоснованных опасениях, о большей тревожности, а вследствие и большей зависимости от других и от их мнения. Видят себя более боязливыми и беспомощными в обществе. Все это говорит о меньшей адаптации и приспособленности к жизни в обществе, о не принятии этого общества и себя в межличностных взаимоотношениях. Диаграмма по основным факторам наглядно показывает общее состояние этих отношений. Фактор дружелюбие имеет отрицательный знак. И возможно реальная картина не соответствует действительности и отражает лишь субъективный взгляд на себя, однако это может иметь первостепенное значение, поскольку самооценка и собственное восприятие себя очень тесно связанны с мотивами поведения и оказывает большое влияние на настроение и на состояние личности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Социальная психология личности. Проблема личности в социальной психологии
Проблематика личности неизменно остается одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить ...

Реакции учителя как причина возникновения стресса
Многие учителя считают возможным реагировать в основном только на промахи учащихся: важной составляющей их ролевого поведения является контроль, цель которого заключается в том, чтобы «поймать» ученика на ошибке, на забывчивости или на невнимании. Учащиеся в свою очередь стараются перехитрить такого учителя, обмануть его, избежать его в ...

Формирование самооценки подростков как педагогическая проблема
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной – У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др. Этими учеными обсуждаются ...