Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 5

2) профессиональному самоопределению, осознанному выбору или перемене профессии с учетом потребностей личности и социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;

3) созданию адекватного ресурсного состояния и повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда;

4) повышению мотивации к активному поиску работы, профессиональной самореализации;

5) оптимизации психологического состояния безработных и незанятых граждан, повышению уровня их социальной и психологической адаптивности в условиях современного рынка труда.

Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования, создает условия для реструктуризации кадрового состава организаций, профессионального и социального развития молодых специалистов, снизила уровень социальной напряженности на рынке труда /11/.

В государственной системе профессиональной ориентации и психологической поддержки населения работают 25 территориальных центров профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, во главе с Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Одна из важнейших особенностей рынка труда – значительные масштабы скрытой безработицы, почти в 5 раз превосходящие безработицу, официально регистрируемую. Сегодня число не имеющих работу в республике составляет 54 тысячи человек.

Другой особенностью безработицы в настоящее время является большой и, к сожалению, все возрастающий удельный вес в ней молодежи, особенно выпускников ПТУ, средних специальных заведений, вузов. Более 41% всей безработной молодежи – не востребованные рынком труда выпускники учебных заведений всех типов. Анализ рынка труда показывает, что безработица у нас все более «молодеет».

Причина такого уровня безработицы среди молодежи у нас те же, что и везде: особая социальная уязвимость этой категории слабозащищенных граждан, их меньшая конкурентоспособность на рынке труда, низкая мотивация к труду. Не востребованность молодых людей в общественном производстве означает подлинное бедствие для многих из них, способствует росту правонарушений и преступлений.

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому понятна возрастающая роль профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которые в буквальном смысле должны начаться со школьной скамьи и сопровождать человека на протяжении всей трудовой деятельности.

Профориентационная работа с молодежью включает в себя комплексные услуги: издание и распространение профориентационных буклетов и памяток, социологические опросы о профессиональных намерениях выпускников 9-11 классов, деловые игры, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест. Эти формы работы требуют совместных усилий многих заинтересованных сторон, и в первую очередь, службы занятости, органов образования, социальной защиты, комитетов по делам молодежи.

Развитие профориентационной работы с молодежью, должно идти по нескольким направлениям:

· организация информационного пространства;

· превентивная профориентационная работа с выпускниками школ,

средних специальных заведений, вузов;

· организация профориентационной работы «Основы выбора

профессии» со старшеклассниками;

· организация обучения выпускников профессиональных учебных

заведений «Перспектива»;

· лекции;

· социологические опросы учащихся старших классов в рамках

подготовки к ярмаркам учебных мест.

Молодежь, зарегистрированная в службе занятости населения в качестве безработных, активно вовлекается в групповые формы работы. Это посещения групп «Клуба ищущих работу» и курса «Новый старт», участие в деловых играх. На групповых консультациях демонстрируются видеофильмы, которые пользуются спросом на рынке труда.

Анализ социологического опроса и анкетирования выпускников школ районов и городов показал, что 50% учащихся в начале года сделали свой профессиональный выбор. Большинство учащихся выбирают следующие профессии: банковский служащий, юрист, экономист, секретарь-референт, менеджер, предприниматель, программист и др. Очень немногие выбрали для себя работу в сфере промышленности и сельского хозяйства. Отсюда видно, что наиболее значимой для школьников при выборе профессии является возможность зарабатывать, т.е. обеспечивать себя материально. Молодые по-прежнему предпочитают иметь государственную «крышу», апеллируют к государству, избирают – рискнем так выразиться – «государственные» специальности. Занятия фермерством, коммерческой и иной предпринимательской деятельностью, самозанятость оказываются не в чести у молодого поколения /12,13/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие о задатках
Советские психологи считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимавшийся систематически определенной деятельностью. Иными словами под за ...

Анализ результатов исследования
По результатам исследования были получены следующие данные, представленные в таблицах 1 и 2. Таблица 1 Доминирующая потребность № Имя Баллы Доминирующая потребность 1 Алия 16 Достижение успеха в целом 2 Ирина Г. 11 Достижение успеха в целом 3 Регина 10 Стремление к власти 4 ...

Методы лечения нервных расстройств питания
Процесс выздоровления сложен и болезненен. В первую очередь необходимо перешагнуть через страх и неуверенность в поисках помощи. Бороться в одиночку намного сложнее. Советы американских специалистов: 1. Ешьте цельные продукты, в частности зерно или бобы. Чем больше рафинированных продуктов мы едим, тем больше хочется есть. Не обязател ...