Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 5

2) профессиональному самоопределению, осознанному выбору или перемене профессии с учетом потребностей личности и социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда;

3) созданию адекватного ресурсного состояния и повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда;

4) повышению мотивации к активному поиску работы, профессиональной самореализации;

5) оптимизации психологического состояния безработных и незанятых граждан, повышению уровня их социальной и психологической адаптивности в условиях современного рынка труда.

Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования, создает условия для реструктуризации кадрового состава организаций, профессионального и социального развития молодых специалистов, снизила уровень социальной напряженности на рынке труда /11/.

В государственной системе профессиональной ориентации и психологической поддержки населения работают 25 территориальных центров профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, во главе с Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Одна из важнейших особенностей рынка труда – значительные масштабы скрытой безработицы, почти в 5 раз превосходящие безработицу, официально регистрируемую. Сегодня число не имеющих работу в республике составляет 54 тысячи человек.

Другой особенностью безработицы в настоящее время является большой и, к сожалению, все возрастающий удельный вес в ней молодежи, особенно выпускников ПТУ, средних специальных заведений, вузов. Более 41% всей безработной молодежи – не востребованные рынком труда выпускники учебных заведений всех типов. Анализ рынка труда показывает, что безработица у нас все более «молодеет».

Причина такого уровня безработицы среди молодежи у нас те же, что и везде: особая социальная уязвимость этой категории слабозащищенных граждан, их меньшая конкурентоспособность на рынке труда, низкая мотивация к труду. Не востребованность молодых людей в общественном производстве означает подлинное бедствие для многих из них, способствует росту правонарушений и преступлений.

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому понятна возрастающая роль профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которые в буквальном смысле должны начаться со школьной скамьи и сопровождать человека на протяжении всей трудовой деятельности.

Профориентационная работа с молодежью включает в себя комплексные услуги: издание и распространение профориентационных буклетов и памяток, социологические опросы о профессиональных намерениях выпускников 9-11 классов, деловые игры, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест. Эти формы работы требуют совместных усилий многих заинтересованных сторон, и в первую очередь, службы занятости, органов образования, социальной защиты, комитетов по делам молодежи.

Развитие профориентационной работы с молодежью, должно идти по нескольким направлениям:

· организация информационного пространства;

· превентивная профориентационная работа с выпускниками школ,

средних специальных заведений, вузов;

· организация профориентационной работы «Основы выбора

профессии» со старшеклассниками;

· организация обучения выпускников профессиональных учебных

заведений «Перспектива»;

· лекции;

· социологические опросы учащихся старших классов в рамках

подготовки к ярмаркам учебных мест.

Молодежь, зарегистрированная в службе занятости населения в качестве безработных, активно вовлекается в групповые формы работы. Это посещения групп «Клуба ищущих работу» и курса «Новый старт», участие в деловых играх. На групповых консультациях демонстрируются видеофильмы, которые пользуются спросом на рынке труда.

Анализ социологического опроса и анкетирования выпускников школ районов и городов показал, что 50% учащихся в начале года сделали свой профессиональный выбор. Большинство учащихся выбирают следующие профессии: банковский служащий, юрист, экономист, секретарь-референт, менеджер, предприниматель, программист и др. Очень немногие выбрали для себя работу в сфере промышленности и сельского хозяйства. Отсюда видно, что наиболее значимой для школьников при выборе профессии является возможность зарабатывать, т.е. обеспечивать себя материально. Молодые по-прежнему предпочитают иметь государственную «крышу», апеллируют к государству, избирают – рискнем так выразиться – «государственные» специальности. Занятия фермерством, коммерческой и иной предпринимательской деятельностью, самозанятость оказываются не в чести у молодого поколения /12,13/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Описание методики Леонтьева
Идея создания методики исследования опосредствованного и непосредственного запоминания принадлежит Л.С. Выготскому. А.Н. Леонтьевым было разработано и проведено в конце 20-х гг. несколько серий, отличающихся по степени сложности и способу выполнения. С испытуемыми младшего возраста эксперименты обычно проводились в форме игры с премией ...

Диалектика приобретенного и природного в способностях
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных ...

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т. д. историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современ ...