Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 1

Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий.

Анализ возникновения и генезиса развития представлений показывают, что представление о профориентации, в первую очередь формируются семьёй, социальными институтами, средой и средствами массовой информации. Под воздействием множества информационных источников, рекламы, книг, рассказов взрослых, у подростков формируется первичный слой представлений о профессиях, как о предстоящем социуме, в котором реализуется любая деятельность. То есть об отношениях людей, их способе жизни. Именно этим обуславливается в сознании старшеклассников престижность той или иной профессии. Как правило, представления собственно о предмете и средствах деятельности, принадлежащих профессии, существуют у них лишь в зачатом виде.

Существующие сегодня программы профориентации подростков, как правило, ориентированны на расширение представлений подростков о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

По сути, данными программами у подростка формируется система дополнительных, но неадекватных представлений. Обращая данный вопрос психологам – профориентантам, можно заметить, что двухслойная организация представлений подростков предполагает минимум два пространства реализации профориентационных программ: социальное и предметно-профессиональное. Работа только в одном из них явно неэффективна.

Данный контекст создаёт необходимость реализации профориентационных программ на 4-х уровнях деятельности психолога – профориентатора:

1) Реализация профориентационных программ, призванных расширить представления подростка о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

2) Включение подростка в рынок профессий посредствам формирования коммуникаций с профессионалами данной сферы. Этот уровень предполагает целый блок деятельностных профориентационных программ: это могут быть круглые столы с профессионалами, экскурсии, стажировки. Включая подростка в систему кооперации профессионалов реализующих ту или иную деятельность, сталкивает его с реальной предметностью данной деятельности.

3) Реализация образовательно-информационных программ, направленных на формирование у подростка ориентационных схем, позволяющих: ориентироваться в социальной ситуации, реализовывать собственный замысел в исходных социальных условиях, находить места реализации собственных интересов и места собственной востребованности, адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки.

4) Реализация образовательных программ, направленная на самостоятельное формирование подростком собственных представлений, способностей выбирать, самоопределяться, ставить и достигать собственной цели, анализировать складывающуюся вокруг ситуацию.

Разрыв между часто используемыми психологами – профориентаторами средствами и проблемами профориентации подростка проявляется повсеместно. На образовательном уровне деятельности у психолога появляется необходимость использования средств не только классической психологии профориентации, но и организационно-управленческих средств построения ситуации, впрямую не связанных с обучением и воспитанием, а принадлежащих педагогике как управлению процессами развития.

В этой ситуации необходимым становится новое понимание специфики предмета не только профессиональной ориентации, но и профессионального образования и понятия трудоустройства в целом /7/.

Сегодня профессиональная подготовка молодого человека должна ориентироваться не на прикрепление его к заданному рабочему месту, которое в ближайшем будущем может устареть, а на формирование у него способностей к профессиональному самоопределению, анализу складывающейся ситуации на рынке труда. Кроме навыков по профориентации, у учащихся необходимо формировать ориентационные схемы интересующего его профессионального рынка. Сегодняшние выпускники должны уметь быстро реагировать на изменения коньюктуры рынка труда, без лишних трагедий расширять и изменять род своих профессиональных занятий, знать, где на рынке труда именно их профессиональные навыки могут быть востребованы. В учреждениях образования должна осуществляться поддержка инициатив учащихся, молодёжных предпринимательских проектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Техники эмоционального влияния. Прием установления неформальной деловой атмосферы.
Возможен личный контакт во внеслужебное время. Это сближает членов коллектива и создает творческую атмосферу. ...

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития
Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. Наиболее эффективным должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное ...

Классификация толпы
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы. Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы: 1 Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организу ...