Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 1

Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий.

Анализ возникновения и генезиса развития представлений показывают, что представление о профориентации, в первую очередь формируются семьёй, социальными институтами, средой и средствами массовой информации. Под воздействием множества информационных источников, рекламы, книг, рассказов взрослых, у подростков формируется первичный слой представлений о профессиях, как о предстоящем социуме, в котором реализуется любая деятельность. То есть об отношениях людей, их способе жизни. Именно этим обуславливается в сознании старшеклассников престижность той или иной профессии. Как правило, представления собственно о предмете и средствах деятельности, принадлежащих профессии, существуют у них лишь в зачатом виде.

Существующие сегодня программы профориентации подростков, как правило, ориентированны на расширение представлений подростков о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

По сути, данными программами у подростка формируется система дополнительных, но неадекватных представлений. Обращая данный вопрос психологам – профориентантам, можно заметить, что двухслойная организация представлений подростков предполагает минимум два пространства реализации профориентационных программ: социальное и предметно-профессиональное. Работа только в одном из них явно неэффективна.

Данный контекст создаёт необходимость реализации профориентационных программ на 4-х уровнях деятельности психолога – профориентатора:

1) Реализация профориентационных программ, призванных расширить представления подростка о мире профессий, о собственных склонностях и интересах.

2) Включение подростка в рынок профессий посредствам формирования коммуникаций с профессионалами данной сферы. Этот уровень предполагает целый блок деятельностных профориентационных программ: это могут быть круглые столы с профессионалами, экскурсии, стажировки. Включая подростка в систему кооперации профессионалов реализующих ту или иную деятельность, сталкивает его с реальной предметностью данной деятельности.

3) Реализация образовательно-информационных программ, направленных на формирование у подростка ориентационных схем, позволяющих: ориентироваться в социальной ситуации, реализовывать собственный замысел в исходных социальных условиях, находить места реализации собственных интересов и места собственной востребованности, адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки.

4) Реализация образовательных программ, направленная на самостоятельное формирование подростком собственных представлений, способностей выбирать, самоопределяться, ставить и достигать собственной цели, анализировать складывающуюся вокруг ситуацию.

Разрыв между часто используемыми психологами – профориентаторами средствами и проблемами профориентации подростка проявляется повсеместно. На образовательном уровне деятельности у психолога появляется необходимость использования средств не только классической психологии профориентации, но и организационно-управленческих средств построения ситуации, впрямую не связанных с обучением и воспитанием, а принадлежащих педагогике как управлению процессами развития.

В этой ситуации необходимым становится новое понимание специфики предмета не только профессиональной ориентации, но и профессионального образования и понятия трудоустройства в целом /7/.

Сегодня профессиональная подготовка молодого человека должна ориентироваться не на прикрепление его к заданному рабочему месту, которое в ближайшем будущем может устареть, а на формирование у него способностей к профессиональному самоопределению, анализу складывающейся ситуации на рынке труда. Кроме навыков по профориентации, у учащихся необходимо формировать ориентационные схемы интересующего его профессионального рынка. Сегодняшние выпускники должны уметь быстро реагировать на изменения коньюктуры рынка труда, без лишних трагедий расширять и изменять род своих профессиональных занятий, знать, где на рынке труда именно их профессиональные навыки могут быть востребованы. В учреждениях образования должна осуществляться поддержка инициатив учащихся, молодёжных предпринимательских проектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прием обращения к пониманию партнером третьих лиц.
Здесь уместны следующие фразы: "Вот и Иван Петрович так думает, вы же с ним согласны .", "А Петр Захарович мне говорил, что у вас с ним по этому поводу разногласий нет ." и т.д. ...

Классификация видов стресса
Вследствие слишком широкого и расплывчатого определения термина стресс, а также разной его трактовки различными авторами, единой классификации, способной представить все характерные черты отдельных видов стресса, составлено не было. Различные авторы используют не согласующиеся между собой критерии разграничения проявления видов стресса, ...

Основные виды мышления и их особенности
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы у ...