Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 4

В настоящее время разработано немало программ по вопросам профориентации школьников. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Основной целью предлагаемой вашему вниманию профориентационной программы, является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, в основу которой положена трёхфакторная модель Е.А.Климова (хочу – могу – надо). Характерной особенностью программы является перенос акцентов выбора профессии на подготовку к ней.

В реализации этих задач важное значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам активизации учащихся, в профессиональном самоопределении.

Большой интерес вызывает методическое обеспечение учебного курса, которое соответствует теоретической концепции и состоит из выбора методик, включающих опросники, тесты, профориентационные игры /19,20/.

Мир труда стоит на пороге XXI века. Потребители требуют более высокого качества и разнообразия продукции, лучшего сервиса; в процессе взаимодействуют всё более сложные системы; технологические новшества требуют постоянной перестройки. Век индустрии уступил место веку информатики. В век информации работа приобретает глобальный характер. Мы становимся свидетелями и участниками перехода к совершенно новой экономике, которая всё более и более смещается в сторону услуг, а также в направлении работы со знаниями. Это требует новых организационных структур и технологий, а также работников нового типа. Усложнение производственного оборудования и технологических процессов обуславливает возрастание спроса на высококвалифицированную рабочую силу.

Требования от работников высокого уровня общего и профессионального образования, профессиональной квалификации, мотивации, исполнительности и профессиональной гибкости становится определяющим на рынке рабочей силы уже в первом десятилетии нашего столетия. Проведение в жизнь стратегий накопления и постоянного развития человеческого капитала, побуждающих работников и работодателей поддерживать, совершенствовать и модифицировать профессиональные знания, навыки и умения в течение всей трудовой жизни посредством профессионального обучения и повышения квалификации, реализации кадровой политики, основанной на принципах гуманизации труда и повышения качества трудовой жизни, должны явиться ключевым инструментом достижения стабильности экономического развития предприятий, каждого работника и страны в целом. Высокая квалификация, профессиональная гибкость и адаптационная способность работников становятся также основой их социальной защищённости. Такие работники уже в настоящее время наиболее конкурентоспособны и мобильны на рынке труда /10/.

Одним из необходимых условий эффективного развития человеческого потенциала является создание системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, с помощью которой могут быть реализованы следующие социальные функции:

1) подготовка к осознанному и мотивированному выбору профессионального пути или перемене профессии;

2) целенаправленная подготовка к труду;

3) эффективное планирование и устойчивое построение оптимальной профессиональной карьеры (с учетом возможной смены профессии, рода деятельности).

Таким образом, система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения призвана обеспечить профориентационное сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его жизни, и может выступать определенной формой социальной гарантией в сфере свободного и адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности.

Кроме того, в современных условиях (экономические реформы, связанные с ними перманентные экономические и политические кризисы, изменение структуры рынка труда, рост безработицы, падение уровня жизни большинства населения и повышение в связи с этим социально-психологического напряжения) возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки как одного из основных направлений активной политики обеспечения занятости населения. Являясь, с одной стороны, наиболее массовым, доступным, действенным, с другой стороны, наименее затратным направление работы, система оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке способствует:

1) полному и всестороннему информированию населения о состоянии, потребностях, структуре современного рынка труда, востребованных профессиях, возможностях получения новых профессий, профессионально переобучения, требованиях, предъявляемых профессиями к профессиональным и личностным качествам человека, потребностях работодателей, сложившейся социально-экономической ситуации;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Психологически травмированный ребенок, как правило, впоследствии имеет отклонения в эмоциональном развитии. У него могут сформироваться такие эмоциональные отклонения, как депрессия, тревожность, страхи. Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов зафиксировали особенности психического развития детей, перенесших пренебрежение. Именно эти особеннос ...

Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы
Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии предложенное З.Фрейдом, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Миллер (19 ...

Психофизиологические основы агрессивности
Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивной реакции. Согласно этой гипотезе, усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона (точно так же, как повышение уровня тестостерона ведет к усилению агре ...