Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 2

Таким образом, речь идёт о новом предмете деятельности системы профориентации, а именно об активной социализации молодёжи, переходе от подготовки узких предметных специалистов, к профессионалам, владеющим техниками поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Уже давно очевидно, что только трансляции знаний, умений, навыков по профессии недостаточно. Но сегодня формирование у учащихся комплекса профессиональных способностей тоже не достаточно для профессиональной карьеры, необходимо ставить вопрос о формировании проективной логики мышления, внутреннего предпринимательства в определении собственной жизни.

Данная стратегия развития и понимания специфики профессионализма будущего, создаёт необходимость формирования у подростков последовательности единиц профессионального самоопределения и понятиях о профессиях в деятельностном залоге: представление – прецедент – понятие.

Данный механизм профессионального самоопределения подростка включает в себя совокупность проб: в мысли и представлениях, в профессиональной кооперации, в совместной с профессионалами деятельности.

После проведения подростка по трём названным блокам профессиональной ориентации начинается либо наращивание профессиональных средств выбранной сферы деятельности, либо происходит возвращение к прецеденту мысли как рефлексии и выбор прецедента следующей кооперации.

Примерами реализации третьего и четвёртого уровня деятельности психолога – профориентанта в названном порядке могут являться следующие программы:

1) Разработка содержания, проведения циклов семинаров и построение факультативного школьного курса «Технология самостоятельного поиска работы» для старшеклассников общеобразовательных школ.

2) Содержание службы информационной поддержки подросткового трудоустройства, основанной на работе с информационными технологиями и системе постоянно действующего мониторинга системы образования и городской инфраструктуры. Такая информационная система позволяет обеспечить реальный доступ учащегося к информации различного рода работ (начиная от одноразовых и краткосрочных до постоянных вакансий), о рынке образовательных услуг города. Такой механизм позволяет не только решать проблему трудоустройства, но и обеспечивать формирование в сознании учащихся культуры поиска работы.

3) Программы по разработке и внедрению многофункционального образовательного механизма, базирующегося на понятии «маркетинга» как функциональной единице в деятельности образования и как практическом средстве формирования у учащихся способностей к профессиональному самоопределению в условиях рынка, к адекватному предъявлению полученных навыков на рынке труда.

Такая программа тесно связанна с решением проблемы отсутствия освоенных социокультурных технологий включения молодого человека в общественную жизнь /8/.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.

Проведение целенаправленной профориентационной работы среди молодежи должно опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В теоретических разработках и на практике основное внимание обращается на изучение личностных качеств молодых людей, выявления уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей и свойств, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией /9/.

Вместе с тем выбор профессии во много определяется сформированными у юношей и девушек представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для конкретного индивида планируемые места в обществе и будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими способностями и склонностями. Таким образом, при проведении профориентационной работы и, в частности, профконсультацией важно не только выявить индивидуальные психологические и психофизические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с данными исследования А.Н. Леонтьева
В таблицах 12 и 13 приводятся показатели воспроизведения – средние значения – в наших экспериментах разных годов и эксперименте А.Н. Леонтьева 1920-х гг. Таблица 12 Средние значения по показателю объема воспроизведения (ОВ) в группах испытуемых подросткового возраста в исследованиях 2006-2007 учебного года (пилотажном; N=10), 2008-2009 ...

Прием зрительного контактирования.
От 30 до 60% времени общения между людьми занимает зрительный контакт. Выше этого норма у влюбленных и у агрессивных людей. Взгляд это ваша самоподача через взгляд, которая говорит о ваших преимуществах перед партнером по общению, о вашем статусе по сравнению с ним. ...

Определение и схема Я-концепции Р. Бернса
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясно ...