Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Страница 2

Таким образом, речь идёт о новом предмете деятельности системы профориентации, а именно об активной социализации молодёжи, переходе от подготовки узких предметных специалистов, к профессионалам, владеющим техниками поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Уже давно очевидно, что только трансляции знаний, умений, навыков по профессии недостаточно. Но сегодня формирование у учащихся комплекса профессиональных способностей тоже не достаточно для профессиональной карьеры, необходимо ставить вопрос о формировании проективной логики мышления, внутреннего предпринимательства в определении собственной жизни.

Данная стратегия развития и понимания специфики профессионализма будущего, создаёт необходимость формирования у подростков последовательности единиц профессионального самоопределения и понятиях о профессиях в деятельностном залоге: представление – прецедент – понятие.

Данный механизм профессионального самоопределения подростка включает в себя совокупность проб: в мысли и представлениях, в профессиональной кооперации, в совместной с профессионалами деятельности.

После проведения подростка по трём названным блокам профессиональной ориентации начинается либо наращивание профессиональных средств выбранной сферы деятельности, либо происходит возвращение к прецеденту мысли как рефлексии и выбор прецедента следующей кооперации.

Примерами реализации третьего и четвёртого уровня деятельности психолога – профориентанта в названном порядке могут являться следующие программы:

1) Разработка содержания, проведения циклов семинаров и построение факультативного школьного курса «Технология самостоятельного поиска работы» для старшеклассников общеобразовательных школ.

2) Содержание службы информационной поддержки подросткового трудоустройства, основанной на работе с информационными технологиями и системе постоянно действующего мониторинга системы образования и городской инфраструктуры. Такая информационная система позволяет обеспечить реальный доступ учащегося к информации различного рода работ (начиная от одноразовых и краткосрочных до постоянных вакансий), о рынке образовательных услуг города. Такой механизм позволяет не только решать проблему трудоустройства, но и обеспечивать формирование в сознании учащихся культуры поиска работы.

3) Программы по разработке и внедрению многофункционального образовательного механизма, базирующегося на понятии «маркетинга» как функциональной единице в деятельности образования и как практическом средстве формирования у учащихся способностей к профессиональному самоопределению в условиях рынка, к адекватному предъявлению полученных навыков на рынке труда.

Такая программа тесно связанна с решением проблемы отсутствия освоенных социокультурных технологий включения молодого человека в общественную жизнь /8/.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.

Проведение целенаправленной профориентационной работы среди молодежи должно опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В теоретических разработках и на практике основное внимание обращается на изучение личностных качеств молодых людей, выявления уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей и свойств, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией /9/.

Вместе с тем выбор профессии во много определяется сформированными у юношей и девушек представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для конкретного индивида планируемые места в обществе и будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими способностями и склонностями. Таким образом, при проведении профориентационной работы и, в частности, профконсультацией важно не только выявить индивидуальные психологические и психофизические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Определение психологического консультирования
Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседнев ...

Самооценка как предмет самоанализа в психологии
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка связана с одной из центральных потребносте ...

Классификация толпы
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы. Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы: 1 Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организу ...