Анализ и интерпритация результатов исследованияСтраница 2
Рассмотрим влияние типов контроля: эмоциональная дистанция и близость (экспериментальные группы №3 и №4 соответственно). В группе №3 70% составляют дети, уровень когнитивного компонента которых соответствует 5 – 6 годам,
когда развиваются обобщенные представления о правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах, а в группе №4 это количество равно 75%. Дети с уровнем когнитивного компонента 6 – 7 летнего ребенка, когда дальше продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность, в группе №3 составляют 20%, и в группе №4 – 25%. Также важно отметить, что в группе №3 выделяются дети с уровнем когнитивного компонента, соответствующим возрасту 4 – 5 лет (10%). Можно сделать вывод, что такой тип контроля как эмоциональная близость положительно влияет на развитие когнитивного компонента. Родители поддерживают теплые отношения с ребенком и стимулируют его рост как физический, так и духовный, нравственный, и, тем самым, уровень развития когнитивного компонента нравственного сознания детей этой группы соответствует их возрасту.
Обратим внимание на экспериментальные группы №5, 6, 7 и 8, где исследуем влияние сочетания уровня и типа родительского контроля на данный компонент нравственного сознания.
В группах №5 и 7 равное количество детей, по своему уровню когнитивного компонента соответствующих 5 – 6 и 6 – 7 годам, также в этих группах выделяются дети с низким уровнем когнитивного компонента, не соответствующим их возрасту (10% в обеих группах). Делаем вывод о том, уровень родительского контроля не оказывает особого влияния на развитие когнитивного компонента. Однако его сочетание с эмоциональной дистанцией, так или иначе, затормаживает развитие нравственного сознания ребенка, а именно когнитивного компонента, так как родители детей данных групп предъявляют разные требования, либо высокие (группа №7), либо низкие, либо не предъявляют их совсем (группа №5). А в сочетании с эмоциональной дистанцией это еще более усугубляет ситуацию. В результате, в одном случае (группа №5) дети предоставлены самим себе, а в другом случае (группа №7) дети замкнуты в себе, запуганы родительской требовательностью и холодностью по отношению к ним.
Иначе в группах №6 и 8. Уровень когнитивного компонента детей данных групп соответствует их возрасту, то есть сочетание высокого и низкого уровня контроля с эмоциональной близостью благотворно влияют на развитие ребенка. Но прослеживается и другая тенденция. В группе №6 дети с уровнем когнитивного компонента, соответствующим 5 – 6 годам составляют 78%, а 6 – 7 годам – 22%. В группе же №8 дети с уровнем 5 – 6 летнего ребенка составляют 73%, а 6 – 7 летнего – 27%. То есть для детей данной группы в их семьях сформировались более благоприятные условия для развития когнитивного компонента. Следовательно, сочетание высокого уровня родительского контроля с эмоциональной близостью наиболее благоприятно для развития представлений детей о нравственных качествах.
Анализ результатов исследования
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр–показателей, полученных по результатам тестирования. Достоверность различий определялась по Т–критерию Стьюдента.
Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5–процентном уровне значимости имеют место ...
Техники создания и использования оптимальной
обстановки общения. Прием выбора и варьирования
места контакта.
Одно дело, когда люди расположены рядом друг с другом, а другое, когда они общаются через стол, сидя напротив. Позиция рядом максимально располагает людей друг к другу. Во втором случае позиция партнеров по общению может расцениваться как позиция противостояния и не способствует установлению психологического контакта. Положение, когда л ...
Концепция ребенка в областях познания
исследующих пренатальное детство. Предмет,
цели и задачи перинатальной психологии
Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактически является одним из первых, этапов исследования личности посвяще ...