Материалы » Социально-психологическая характеристика конфликтов » Методика «детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка

Методика «детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка
Страница 1

Работа с детско-родительскими отношениями - одно из самых давних направлений работы в практической психологии. Как и в большинстве других, в этой сфере работа психолога строится по следующей схеме: сбор информации (диагностика) - анализ информации - работа с выделенными проблемами.

Существует большое количество методик, позволяющих описать картину отношений, сложившихся в детско-родительской диаде. Интересно, что в течение долгого времени для диагностики отношении преимущественно использовались методики, ориентированные на родителя, предполагавшие, что именно родитель является объективным источником информации о детско-родительских отношениях Примерами таких методик могут быть «Опросник родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина [4], «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера [5], опросник «Измерение родительских установок и реакций (PARY), П. Шефера [4]. Действительно, эти методики позволяют ответить на вопрос о том, как описывает детско-родительские отношения и свои воспитательные усилия сам родитель, однако они ничего не говорят напрямую о мнении ребенка.

Однако, по данным ряда исследователей, представления родителя и подростка достаточно часто не совпадают [7 и др.], причем с возрастом это расхождение становится все сильнее [9]. Кроме того. показано, что в случае расхождения представлений родителя и подростка, подросток оценивает отношения более строго. Например, конфликты и разногласия описываются им как более жестокие и неразрешимые, а общая удовлетворенность отношениями оценивается как более низкая [6].

Стремление получить возможность строить более полную картину детско-родительских отношений привело психологов к активному поиску средств и методик, которые позволили бы прояснить, описать представления ребенка. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраст достаточно часто используются проективные методики (например, методика Рене Жиля [3]). При работе с подростками возрастает эффективность использования опросников.

Традиция использования опросника для выделения представления подростка об особенностях детско-родительских отношений восходит к работе Shafer 1965 года. В 1983 году этот опросник был адаптирован в России сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И , Горьковой И А., Ромициной Е.Е. и стал активно использоваться под названием ADOR («Подростки о родителях») [1] эта методика позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

Еще одна широко известная методика - «Взаимодействие взрослый-ребенок (ВВР)». И.М.Марковской [2]. Достоинствами этой методики является расширенное количество шкал (10 шкал), наличие детской и подростковой форм, а также наличие дополни тельных друг по отношению к другу форм опросника для подростка и родителя.

Наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений позволяет выяснить методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Она включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:

1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка

- принятие (демонстрация родителем любви и внимания),

- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),

Страницы: 1 2 3


Виды расстройств пищевого поведения
К расстройствам пищевого поведения относят нервную анорексия, нервную булимию, компульсивное переедание, патологическое срыгивание. По данным западных психиатров расстройствами пищевого поведения страдает 4% женщин в возрасте от 14 до 20 лет. У мужчин такие расстройства встречаются значительно реже. В подростковом возрасте часто отмеч ...

Образование стресса в результате расхождения образов «Я»
Кац и Зиглер пытались также выяснить, существует ли зависимость между сильным расхождением в образах Я и психическими нарушениями. Они провели сопоставительное исследование в школах с раздельным обучением нормальных детей и детей с эмоциональными нарушениями и пришли к выводу, что у последних идеальное Я меньше отличается от реального. ...

Соотношение мышления и речи.
- Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; - в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» м ...