Ролевая и сюжетно-ролевая игра
Ролевая и сюжетно-ролевая игра очень распространены и в России, и в мире. Существуют целые ассоциации «Игроков в историю», выходят специальные издания по теме. Среди них и российские – например, Master Ludi, выходящий в Санкт-Петербурге.
Ролевые игры изначально базировались на теории ролей, которую – каждый по-своему – разрабатывали Дж. Мид, Дж. Морено и Р. Линтон. Сейчас они применяются очень широко – как в направлениях психотерапии, признающих катарсис (социометрия и психодрама, гештальттерапия, группы встреч, первичная терапия Янова, трансакционный анализ и др.), так и в бихевиористской психотерапии. В тренинговых группах, ориентированных на личностный рост, саморазвитие и самопознание, ролевые игры также применяются очень активно, хотя и далеко не исчерпывают все игровое содержание занятий [2].
Ролевые игры – это игры на возможное изменение уже известных тенденций, на проектирование новой истории, на оценку всех возможных вариантов – с тем, чтобы научиться делать выбор и просчитывать последствия. В некоторых источниках их называют сюжетно-ролевыми или ситуационно-ролевыми играми.
Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно «принимает» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.
В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения [6]. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям.
Образно говоря, ролевую (сюжетно-ролевую) игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой написан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп актерам: как и что они сыграют, то и получится.
Применение ролевой (сюжетно-ролевой) игры в тренинге позволяет решать следующие задачи: Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.
o Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения.
o Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).
o Продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения.
o Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
o Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии [3].
Выделяют различные типы сюжетно-ролевых игр. С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям:
o иллюстрация определенного процесса или ситуации
o демонстрация эффективной модели поведения
o тренировка навыков
o предоставление обратной связи и т. д.
С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей) [3].
Разработка сценария сюжетно-ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации.
Практические основы исследования ситуации
предупреждения семейного конфликта. Междисциплинарное исследование понятия «семейный конфликт»
Конфликт,
согласно этимологии понятия, предусматривает наличие противоречия, столкновения или противоборства интересов. В обществе всегда возникали различного рода конфликты между людьми: межличностные, семейные, социально классовые, государственные. Главные причины конфликтов уходили корнями в условия жизни людей, в способ распределен ...
Разработка алгоритма автоматизации
Блок-схема главной части программы приведена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1-Блок-схема главной части программы
Перед началом работы главной части программы, тестируемый вводит свою фамилию и имя и получает инструкцию по работе с тестом. После ознакомления с инструкцией происходит запуск основной части. Далее происходит вывод текста вопрос ...
Заключение и рекомендации
В данной работе мы провели легкое исследование некоторых элементов структуры самосознания наркозависимых личностей. При этом ознакомившись с другими исследованиями и литературой по данным вопросам.
В своем исследовании мы больше опирались на теорию самосознания и Я-концепции Бернса, в которой структура самосознания представлена тремя э ...

