Материалы » Игровые методы в терапии » Ролевая и сюжетно-ролевая игра

Ролевая и сюжетно-ролевая игра

Ролевая и сюжетно-ролевая игра очень распространены и в России, и в мире. Существуют целые ассоциации «Игроков в историю», выходят специальные издания по теме. Среди них и российские – например, Master Ludi, выходящий в Санкт-Петербурге.

Ролевые игры изначально базировались на теории ролей, которую – каждый по-своему – разрабатывали Дж. Мид, Дж. Морено и Р. Линтон. Сейчас они применяются очень широко – как в направлениях психотерапии, признающих катарсис (социометрия и психодрама, гештальттерапия, группы встреч, первичная терапия Янова, трансакционный анализ и др.), так и в бихевиористской психотерапии. В тренинговых группах, ориентированных на личностный рост, саморазвитие и самопознание, ролевые игры также применяются очень активно, хотя и далеко не исчерпывают все игровое содержание занятий [2].

Ролевые игры – это игры на возможное изменение уже известных тенденций, на проектирование новой истории, на оценку всех возможных вариантов – с тем, чтобы научиться делать выбор и просчитывать последствия. В некоторых источниках их называют сюжетно-ролевыми или ситуационно-ролевыми играми.

Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно «принимает» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.

В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения [6]. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям.

Образно говоря, ролевую (сюжетно-ролевую) игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой написан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп актерам: как и что они сыграют, то и получится.

Применение ролевой (сюжетно-ролевой) игры в тренинге позволяет решать следующие задачи: Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.

o Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения.

o Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).

o Продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения.

o Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.

o Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии [3].

Выделяют различные типы сюжетно-ролевых игр. С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям:

o иллюстрация определенного процесса или ситуации

o демонстрация эффективной модели поведения

o тренировка навыков

o предоставление обратной связи и т. д.

С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей) [3].

Разработка сценария сюжетно-ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации.


Мотивация как психологическая категория
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, ...

Эмпирическое исследование эмоциональной сферы больных алкоголизмом. Программа и методы исследования
Эмоциональные нарушения у больных алкоголизмом занимают важное место в клинике заболевания. Во многих исследованиях отмечается, что эмоционально-волевые нарушения возникают гораздо раньше, чем интеллектуально-мнестические Аффективные расстройства у больных алкоголизмом достаточно выражены и часты. Спектр этих расстройств достаточно шир ...

Экспериментальные исследования
В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии. Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 страницы?» R1: 10 R2: 3 R3: не все цифры R4: пустые страницы (0 цифр) R5: словами R6: дурацкая задача, нужны ...