Материалы » Игровые методы в терапии » Ролевая и сюжетно-ролевая игра

Ролевая и сюжетно-ролевая игра

Ролевая и сюжетно-ролевая игра очень распространены и в России, и в мире. Существуют целые ассоциации «Игроков в историю», выходят специальные издания по теме. Среди них и российские – например, Master Ludi, выходящий в Санкт-Петербурге.

Ролевые игры изначально базировались на теории ролей, которую – каждый по-своему – разрабатывали Дж. Мид, Дж. Морено и Р. Линтон. Сейчас они применяются очень широко – как в направлениях психотерапии, признающих катарсис (социометрия и психодрама, гештальттерапия, группы встреч, первичная терапия Янова, трансакционный анализ и др.), так и в бихевиористской психотерапии. В тренинговых группах, ориентированных на личностный рост, саморазвитие и самопознание, ролевые игры также применяются очень активно, хотя и далеко не исчерпывают все игровое содержание занятий [2].

Ролевые игры – это игры на возможное изменение уже известных тенденций, на проектирование новой истории, на оценку всех возможных вариантов – с тем, чтобы научиться делать выбор и просчитывать последствия. В некоторых источниках их называют сюжетно-ролевыми или ситуационно-ролевыми играми.

Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно «принимает» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.

В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения [6]. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям.

Образно говоря, ролевую (сюжетно-ролевую) игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой написан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп актерам: как и что они сыграют, то и получится.

Применение ролевой (сюжетно-ролевой) игры в тренинге позволяет решать следующие задачи: Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.

o Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения.

o Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).

o Продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения.

o Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.

o Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии [3].

Выделяют различные типы сюжетно-ролевых игр. С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям:

o иллюстрация определенного процесса или ситуации

o демонстрация эффективной модели поведения

o тренировка навыков

o предоставление обратной связи и т. д.

С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей) [3].

Разработка сценария сюжетно-ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации.


Обработка результатов опросника . «Детско-родительские отношения подростков»
Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке. В четырех шкалах схема подсчета немного отличается: - Шка ...

Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10 мин Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функ ...

Способы быстрого запоминания учебного материала в классах детей с ЗПР
Наверное каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запоминать различную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественным, одним словом, как затратить меньше сил на запоминание и как ускорить или оптимизировать этот про ...