Профессиональное консультирование молодежиСтраница 1
Правильно поставленная работа по профессиональному консультированию с использованием новых технологий позволит молодым людям избежать многих препятствий и ошибок, встречающихся на пути выбора и освоения профессии, и тем самым облегчить вхождение в самостоятельную трудовую жизнь, обеспечить необходимую социальную и правовую защиту.
Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями.
По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Групповой консультацией является любая форма работы по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профессиональной ориентации школьников.
Групповая консультация имеет следующие преимущества:
1) позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики);
2) является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.
Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.
По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими, корректирующими, формирующими.
Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. В ходе проведения групповой профконсультации происходит информирование слушателей по следующим вопросам:
1) интересующие профессии и основные профессионально важные качества;
2) предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;
3) возможность обучения и переобучения по различным специальностям;
4) конъюнктура рынка труда;
5) возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.
Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций учащиеся получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др.
При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, карточками-заданиями), различными справочниками, информационными картами, описаниями профессий в виде отдельных профессиограмм; аудио- и видеотехникой.
Для достижения цели консультант не только снабжает учащихся информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.
На информационную ценность групповых справочно-информационных консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».
В процессе консультирования молодежи можно использовать различные информационные материалы, развивающего характера. Например, это могут быть различные квалификации, упорядочивающие мир профессий. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда разработанная Е.А. Климовым. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий иллюстрирующих каждый психологический тип («человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»).
Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у слушателей.
Рецепторы
Рецепторы - орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, легче, чем прочие органы или нервные волокна, поддается раздражению; он отличается особенно низкими порогами раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока. В этом первая особенность рецептора как специализированного аппарат ...
Прием обращения за уточнением информации, фактов, известных партнеру.
Большинство людей испытывают необходимость признания через ту информацию, которой они обладают. Данный прием призван вызвать положительные эмоции в результате этого интереса людей. ...
Определение понятия «потребности»; классификация
потребностей
Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам.
Отсюда потребности, по отношению ...