Профессиональное консультирование молодежи
Страница 1

Правильно поставленная работа по профессиональному консультированию с использованием новых технологий позволит молодым людям избежать многих препятствий и ошибок, встречающихся на пути выбора и освоения профессии, и тем самым облегчить вхождение в самостоятельную трудовую жизнь, обеспечить необходимую социальную и правовую защиту.

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Групповой консультацией является любая форма работы по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профессиональной ориентации школьников.

Групповая консультация имеет следующие преимущества:

1) позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики);

2) является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими, корректирующими, формирующими.

Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. В ходе проведения групповой профконсультации происходит информирование слушателей по следующим вопросам:

1) интересующие профессии и основные профессионально важные качества;

2) предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

3) возможность обучения и переобучения по различным специальностям;

4) конъюнктура рынка труда;

5) возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций учащиеся получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, карточками-заданиями), различными справочниками, информационными картами, описаниями профессий в виде отдельных профессиограмм; аудио- и видеотехникой.

Для достижения цели консультант не только снабжает учащихся информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

На информационную ценность групповых справочно-информационных консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».

В процессе консультирования молодежи можно использовать различные информационные материалы, развивающего характера. Например, это могут быть различные квалификации, упорядочивающие мир профессий. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда разработанная Е.А. Климовым. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий иллюстрирующих каждый психологический тип («человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»).

Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у слушателей.

Страницы: 1 2 3 4


Лишние слова
Время проведения: 3 мин Возьмем слова: 1) воробей, дрозд, иволга, орел; 2) токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник; 3) подсолнух, одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце. 4)сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель; 5)самолет, телега, автобус, паровоз, такси. 6)рука, нос, палец, яблоко, голова. Какие слова лишние в этих ря ...

Упражнения на развитие памяти. Упражнение «Самый внимательный»
Время проведения: 10 мин Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать ...

Знаковые системы неречевого общения
Неречевой вид общения включает следующие основные знаковые системы: 1. Оптико-кинетическая. 2. Пара- и экстралингвистическая. 3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. 4. Визуальный контакт. 5. Ольфакторная (обонятельная, запаховая) Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение р ...