Профессиональное консультирование молодежи
Страница 1

Правильно поставленная работа по профессиональному консультированию с использованием новых технологий позволит молодым людям избежать многих препятствий и ошибок, встречающихся на пути выбора и освоения профессии, и тем самым облегчить вхождение в самостоятельную трудовую жизнь, обеспечить необходимую социальную и правовую защиту.

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями.

По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Групповой консультацией является любая форма работы по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профессиональной ориентации школьников.

Групповая консультация имеет следующие преимущества:

1) позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики);

2) является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими, корректирующими, формирующими.

Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. В ходе проведения групповой профконсультации происходит информирование слушателей по следующим вопросам:

1) интересующие профессии и основные профессионально важные качества;

2) предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

3) возможность обучения и переобучения по различным специальностям;

4) конъюнктура рынка труда;

5) возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций учащиеся получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, карточками-заданиями), различными справочниками, информационными картами, описаниями профессий в виде отдельных профессиограмм; аудио- и видеотехникой.

Для достижения цели консультант не только снабжает учащихся информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

На информационную ценность групповых справочно-информационных консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».

В процессе консультирования молодежи можно использовать различные информационные материалы, развивающего характера. Например, это могут быть различные квалификации, упорядочивающие мир профессий. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда разработанная Е.А. Климовым. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий иллюстрирующих каждый психологический тип («человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»).

Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у слушателей.

Страницы: 1 2 3 4


Конспект лекций. Теория и практика социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
История социальной психологии значительно моложе самого социально-психологического мышления. Люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологической действительностью и пытались ее анализировать. Передавались из поколения в поколение, как способы межличностного взаимодействия, так и способы воздействия на толпу, массу. Об ...

Прием демонстрации сильных сторон коммуникатора.
Это демонстрация знаний и умений человека в той или иной области, тех его особенностей, которые его характеризуют наилучшим образом. ...

Индивидуальная социальная терапия. Метод самовоспитания
Самовоспитание – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я». [23] Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает следую ...