Профессиональное консультирование молодежи
Страница 2

В ходе проведения групповой справочно-информационной консультации возможно применение методов профессиональной диагностики. С помощью методик ДДО, ОПГ, анкеты «Ориентация», можно выявить направленность учащихся на один или несколько типов профессий, соответствующих квалификации профессий по предмету труда, разработанной Е.А. Климовым.

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие вопросы.

При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература. Кроме того, в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии «Мир профессий» /17,19,20/.

Этапы проведения групповой справочно-информационной консультации.

1) Установление контакта с группой.

2) Оперативное получение информации о профессиональных интересах и склонностях слушателей посредством применения диагностических методик.

3) Общий обзор мира профессий.

4) Анализ психологических портретов конкретных профессий.

5) Сопоставление выявленных индивидуально-психологических особенностей слушателей с требованиями профессий.

6) Информирование о ситуации на рынке труда, вакансиях.

7) Информирование о возможных направлениях профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства в соответствии с интересами склонностями слушателей.

Данная схема носит общий характер. В зависимости от ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур.

В ходе практической работы школьных психологов и профконсультантов возникает проблема классификации типичных профконсультационных ситуаций. Разные авторы предлагают свои критерии выделения этих ситуаций, например, согласованность разных компонентов профессионального плана, степень сформированности профессионального плана, мотивация оптантов.

Для решения основного вопроса индивидуальной консультации профконсультант должен знать: с одной стороны – данные об интересах, способностях, особенностях личности оптанта, с другой стороны – сведения о мире профессий, требованиях профессии к человеку.

Ориентировку в мире профессий дает классификация профессий по предмету и цели труда, профессиограммы, литература о профессиях, справочная литература.

Сведения об оптанте его направленности, особенностях личности можно получить в ходе первичной профконсультации и предварительного анализа имеющихся данных.

В случае, когда имеются хронические заболевания, которые мешают осуществить выбор профессии, необходима консультация врача, т.е. врачебная профессиональная консультация. Имея заключение врача, профконсультант может проводить психологическую профконсультацию, чтобы подобрать из непротивопоказанных профессий наиболее соответствующую возможностям и интересам оптанта. В остальных случаях алгоритм профконсультации может быть следующим:

а) первичная профконсультация;

б) углубленная профконсультация;

в) заключительная корректирующая профконсультация;

г) консультация по оказанию психологической поддержки.

Первичная профконсультация содержит те же элементы, что и углубленная. Структура консультации одна и та же – выявление блоков триады «хочу», «могу», «надо», под которыми подразумевается выявление интересов и склонностей (хочу), возможностей личностей (могу), информации о мире профессий и потребности общества в кадрах (надо).

Первичная профконсультация может явиться достаточной, т.е. привести к решению вопроса о выборе профессии в том случае, если выявлены компоненты триады, и они согласуются между собой. Если же нет данных хотя бы по одной из позиций триады, или они рассогласованы, то необходима углубленная индивидуальная консультация, направленная на устранение дефицита информации и объективизацию психодиагностических данных.

В ходе первичной профконсультации устанавливается межличностный контакт между профконсультантом и оптантом, что является важным этапом дальнейшего взаимодействия. Успех беседы и всей последующей работы с клиентом в значительной мере определяется психологической подготовкой и компетентностью профконсультанта. При этом имеет значение не только вербальное, но и невербальное поведение профконсультанта. Здесь нет мелочей: важно правильно выбрать позу, лучше, если консультант не будет сидеть напротив клиента через разделяющий их стол. Нельзя принимать «закрытые позы» (скрещивать руки на груди, закидывать нога на ногу, подпирать руками подбородок и т.д.), так как они воспринимаются как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытые же позы (руки раскрыты, кисти не сжаты, ноги свободно согнуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, психологического комфорта. Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя будет слегка наклоняться вперед к собеседнику, если же не заинтересован – будет откидываться назад. Слишком расслабленная поза (развалившись) при деловом разговоре может означать демонстрацию превосходства ситуации, так же как если смотреть в сторону, в окно, рассматривать свои руки. Все это может помешать установлению доверительных отношений.

Страницы: 1 2 3 4


Нарушения развития личности
Существует множество определений личности. Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормо ...

Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у челове ...

Прием обращения к пониманию партнером третьих лиц.
Здесь уместны следующие фразы: "Вот и Иван Петрович так думает, вы же с ним согласны .", "А Петр Захарович мне говорил, что у вас с ним по этому поводу разногласий нет ." и т.д. ...