Профессиональное консультирование молодежиСтраница 3
Углубленная профконсультация подразумевает комплексное изучение личности оптанта и выявление тех личностных и профессиональных особенностей, которые, как правило, входят в так называемую «слепую» зону личности. Именно в этой зоне находится закрытая от оптанта информация, не позволяющая объективно анализировать свои возможности. Неизвестные особенности часто связаны с такими комплексами как: повышенная агрессивность, обидчивость, тревожность, социальная дезадаптированность и др.
Психолог, профконсультант должен стараться выявить эти особенности, объективизировать полученные данные (QLT-данных) для выработки совместного с клиентом решения о программе возможной коррекции имеющихся качеств в процессе обучения, переквалификации, окончательного выбора профессии. Опыт работы по организации и планированию исследований, связанных с составлением индивидуальных психодиограмм показывает, что эффективными вариантами профконсультационной работы могут быть:
1) Собеседование с клиентами и тестирование по индивидуально подобранному банку методик.
2) Диагностика поведения в малой группе для выявления склонности к лидерству и доминированию, оценка эффективности группового взаимодействия.
3) Составление индивидуально-личностной характеристики на основе обобщения, интерпретации и объективизации QLT-данных для выработки рекомендаций по профессиональному самоопределению.
Одно из основных мест в углубленной профконсультации занимает профессиональная диагностика, основанная на всестороннем исследовании личности оптанта (психологического, психофизиологического, медицинского, социологического) с целью установления его пригодности к определенным видам трудовой деятельности. Основными видами профдиагностики являются:
1) изучение интересов, склонностей, профессиональных намерений, ценностей ориентаций;
2) исследование индивидуальных психических особенностей и свойств нервной системы;
3) определение и оценка имеющихся знаний, умений, навыков.
Методы профдиагностики: наблюдение, анализ результатов деятельности, интеллектуальные и дидактические тексты, анкеты интересов, вопросники самоанализа, клиническая беседа, эксперимент, аппаратурные методики и т.д.
Анализ деятельности профконсультанта по оказанию помощи оптантам в выборе профессии показывает, что успешная выработка совместных решений может быть осуществлена только на основе научно-обоснованной системы сопоставления структуры профессиональной деятельности и психологической структуры личности. Наличие информационной основы выбора профессии, адекватных критериев выбора, правил осмысления разнородной информации о рынке труда, механизмов и способов выбора профессии еще не гарантирует клиентам успешности профессионального выбора. Опыт работы показывает, что при ориентации на те или иные профессии оптанты имеют свойственные только им установки, надежды и иллюзии, но почти не владеют информацией о них самих, об адекватной самооценке способностей как необходимом условии профессионального выбора. Именно поэтому актуальным становится диагностика профессионально важных качеств и консультирование клиентов, которые помогают лучше понять интересы и склонности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности развития высших психических функций, личностные качества и т.д.
Практика работы показывает, что психодиагностические задачи возникают чаще всего в следующих ситуациях:
1) при возникновении у оптанта потребности в профессиональном самоопределении;
2) при выборе профиля обучения, переобучения (если существуют реальные возможности выбора);
3) возникновении потребности оптанта в профессиональном становлении, разработке этапов построения профессиональной карьеры, коррекции профессионально важных качеств;
4) при необходимости выявления и диагностики успешности освоения различных профессий.
Примером конкретной реализации предложенного выше подхода является использование следующих методик, рекомендуемых на этапах первичной и углубленной профдиагностики.
Блок первичной профдиагностики – интересы, склонности, направленность по типам профессий и видам деятельности:
а) дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
б) опросник «Ориентация»;
в) опросник профессиональной готовности (ОПГ);
г) методика «Карта интересов»;
д) анкета «Изучение профессиональных намерений».
Методика « Сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.
Содержание методики: испытуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате « Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. Посл ...
Личность и социальная установка
Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Томас и Знанецкий описали и четыре функции атти ...
Упражнение «Не собьюсь»
Время проведения: 5 мин
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: ...

