Профессиональное консультирование молодежи
Страница 3

Углубленная профконсультация подразумевает комплексное изучение личности оптанта и выявление тех личностных и профессиональных особенностей, которые, как правило, входят в так называемую «слепую» зону личности. Именно в этой зоне находится закрытая от оптанта информация, не позволяющая объективно анализировать свои возможности. Неизвестные особенности часто связаны с такими комплексами как: повышенная агрессивность, обидчивость, тревожность, социальная дезадаптированность и др.

Психолог, профконсультант должен стараться выявить эти особенности, объективизировать полученные данные (QLT-данных) для выработки совместного с клиентом решения о программе возможной коррекции имеющихся качеств в процессе обучения, переквалификации, окончательного выбора профессии. Опыт работы по организации и планированию исследований, связанных с составлением индивидуальных психодиограмм показывает, что эффективными вариантами профконсультационной работы могут быть:

1) Собеседование с клиентами и тестирование по индивидуально подобранному банку методик.

2) Диагностика поведения в малой группе для выявления склонности к лидерству и доминированию, оценка эффективности группового взаимодействия.

3) Составление индивидуально-личностной характеристики на основе обобщения, интерпретации и объективизации QLT-данных для выработки рекомендаций по профессиональному самоопределению.

Одно из основных мест в углубленной профконсультации занимает профессиональная диагностика, основанная на всестороннем исследовании личности оптанта (психологического, психофизиологического, медицинского, социологического) с целью установления его пригодности к определенным видам трудовой деятельности. Основными видами профдиагностики являются:

1) изучение интересов, склонностей, профессиональных намерений, ценностей ориентаций;

2) исследование индивидуальных психических особенностей и свойств нервной системы;

3) определение и оценка имеющихся знаний, умений, навыков.

Методы профдиагностики: наблюдение, анализ результатов деятельности, интеллектуальные и дидактические тексты, анкеты интересов, вопросники самоанализа, клиническая беседа, эксперимент, аппаратурные методики и т.д.

Анализ деятельности профконсультанта по оказанию помощи оптантам в выборе профессии показывает, что успешная выработка совместных решений может быть осуществлена только на основе научно-обоснованной системы сопоставления структуры профессиональной деятельности и психологической структуры личности. Наличие информационной основы выбора профессии, адекватных критериев выбора, правил осмысления разнородной информации о рынке труда, механизмов и способов выбора профессии еще не гарантирует клиентам успешности профессионального выбора. Опыт работы показывает, что при ориентации на те или иные профессии оптанты имеют свойственные только им установки, надежды и иллюзии, но почти не владеют информацией о них самих, об адекватной самооценке способностей как необходимом условии профессионального выбора. Именно поэтому актуальным становится диагностика профессионально важных качеств и консультирование клиентов, которые помогают лучше понять интересы и склонности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности развития высших психических функций, личностные качества и т.д.

Практика работы показывает, что психодиагностические задачи возникают чаще всего в следующих ситуациях:

1) при возникновении у оптанта потребности в профессиональном самоопределении;

2) при выборе профиля обучения, переобучения (если существуют реальные возможности выбора);

3) возникновении потребности оптанта в профессиональном становлении, разработке этапов построения профессиональной карьеры, коррекции профессионально важных качеств;

4) при необходимости выявления и диагностики успешности освоения различных профессий.

Примером конкретной реализации предложенного выше подхода является использование следующих методик, рекомендуемых на этапах первичной и углубленной профдиагностики.

Блок первичной профдиагностики – интересы, склонности, направленность по типам профессий и видам деятельности:

а) дифференциально-диагностический опросник (ДДО);

б) опросник «Ориентация»;

в) опросник профессиональной готовности (ОПГ);

г) методика «Карта интересов»;

д) анкета «Изучение профессиональных намерений».

Страницы: 1 2 3 4


Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретир ...

Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу. Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе ...

Активное слушание
Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к активному слушанию. Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов. Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, когда они стараются склонить собеседника к своей точке зрен ...