Материалы » Память её свойства и возможности » Мнемоника, или мнемотехника

Мнемоника, или мнемотехника

Совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию, называется мнемоникой, или мнемотехникой. Возникновение мнемоники связано с первыми наивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в 19 веке в связи с тем, что она получила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.

ПРИМЕР: Общеизвестен способ запоминания числа П . «Кто и шутя и скоро пожелаетъ П узнать число уж знаетъ» (но с условием того, что слова «знает» и «пожелает» писались с твердым знаком). Таким образом, количество букв в каждом слове позволит воспроизвести число П : 3,1415926526. Аналогичный способ применяется при запоминании цветов спектра. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы слов этого предложения дают градацию цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Прибегают к мнемотехническим приемам при запоминании некоторых имен и телефонов. При запоминании порядка расположении выходных данных при описании книг используется слово «миг» (место, издательство, год). Медики, чтобы запомнить взаимное расположение артерии, нерва и вены в подколенной ямке используют слово «нева» (нерв, вена, артерия).

Можно было бы привести еще несколько примеров, и все-таки совершенно очевидно, что доля мнемотехнических приемов в общем потоке усилий, ежедневно затрачиваемых для удержания в памяти всего, что надо знать, помнить, не забывать, весьма незначительна.


Каналы имиджформирующей информации, стратегия формирования имиджа
Имидж создается на основе исходящей от человека имиджформирующей информации. Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами: а)вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно; б)непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно. Имиджформирующая информация, исходящая от человека, воспринимается другими люд ...

Упражнения на развитие гибкости мышления:
Время проведения: 15 мин I. Изменение привычных временных связей 1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»). 2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — ...

Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии
Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений р ...