Материалы » Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста » Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности

Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности
Страница 1

Существуют многие и разные определения идентификации и идентичности. Несомненно, их рассмотрение представляет одно из важнейших направлений в исследовании этих явлений. Так, в таком общезначимом издании, как «Психологический словарь» [Психологический словарь, 1999] , предполагаются разные значения идентификации. В том числе:

1) в психологии познавательных процессов – это узнавание, установление тождественности какого-либо объекта;

2) в психоанализе – процесс, в результате которого индивид благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он сам был тем человеком, с которым данная связь существует;

3) в социальной психологии – отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом;

4) уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу поведения на основании эмоциональной связи с ним.

5) отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

6) механизм психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

7) проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств.

8) идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

9) в инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков

Определение идентификации и выработка его понятия – это отдельный и специальный вопрос.

Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.

Еще сложнее дело обстоит с более активно разрабатываемой в литературе идентичностью, что хорошо, в частности, проявляется в специальных изданиях, в дискуссиях на соответствующих конференциях, различного рода заседаниях.

В то же время в основе различных подходов к идентичности, во всяком случае, в отечественной литературе наиболее обобщенно она может быть определена, например, как устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья.

Уже в описании Э. Эриксона [Эриксон Э., 1996] заложена идея так называемой психосоциальной сущности идентичности. Эриксон определяет идентичность как сложноорганизованный, многоуровневый, устойчивый и одновременно подвижный феномен, развивающийся вместе с человеком, но устойчиво выделяющий его как явление особое, смысл которого заложен в интегративных свойствах идентичности. Так, выделяя особый уровень и форму осуществления идентичности интеграции Я, Эриксон подчеркивает, что такой уровень характеризует «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями».

Идея Эриксона заключается в наличии идентификации персональной и социальной, которые по его представлению являются единым процессом психосоциального движения и осуществления человека в его жизнедеятельности.

В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивида. Кризис идентичности или ролевая спутанность приводят к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности. Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контр-культуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую» идентичность и из её социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая её.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


"Вы-техника”.
Пока эмоциональная напряженность собеседника не снята и не сформировано поле взаимного интереса, говорить рекомендуется о вещах, составляющих область позитивных интересов партнера. ...

Изучение способов запоминания в подростковом возрасте
Помимо количественной оценки средних значений для серий с непосредственным и опосредствованным запоминанием, на основании комментариев подростков мы проанализировали особенности процессов запоминания испытуемых – участников эксперимента 2007-2008 гг. Обратим внимание, что в 2006-2007 гг. нами было проведено пробное пилотажное исследован ...

Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога
Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун и Н.С. Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, ада ...