Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой
идентичности. Сущность идентификации и идентичностиСтраница 1
Существуют многие и разные определения идентификации и идентичности. Несомненно, их рассмотрение представляет одно из важнейших направлений в исследовании этих явлений. Так, в таком общезначимом издании, как «Психологический словарь» [Психологический словарь, 1999] , предполагаются разные значения идентификации. В том числе:
1) в психологии познавательных процессов – это узнавание, установление тождественности какого-либо объекта;
2) в психоанализе – процесс, в результате которого индивид благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он сам был тем человеком, с которым данная связь существует;
3) в социальной психологии – отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом;
4) уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу поведения на основании эмоциональной связи с ним.
5) отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.
6) механизм психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.
7) проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств.
8) идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.
9) в инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков
Определение идентификации и выработка его понятия – это отдельный и специальный вопрос.
Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.
Еще сложнее дело обстоит с более активно разрабатываемой в литературе идентичностью, что хорошо, в частности, проявляется в специальных изданиях, в дискуссиях на соответствующих конференциях, различного рода заседаниях.
В то же время в основе различных подходов к идентичности, во всяком случае, в отечественной литературе наиболее обобщенно она может быть определена, например, как устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья.
Уже в описании Э. Эриксона [Эриксон Э., 1996] заложена идея так называемой психосоциальной сущности идентичности. Эриксон определяет идентичность как сложноорганизованный, многоуровневый, устойчивый и одновременно подвижный феномен, развивающийся вместе с человеком, но устойчиво выделяющий его как явление особое, смысл которого заложен в интегративных свойствах идентичности. Так, выделяя особый уровень и форму осуществления идентичности интеграции Я, Эриксон подчеркивает, что такой уровень характеризует «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями».
Идея Эриксона заключается в наличии идентификации персональной и социальной, которые по его представлению являются единым процессом психосоциального движения и осуществления человека в его жизнедеятельности.
В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивида. Кризис идентичности или ролевая спутанность приводят к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности. Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контр-культуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую» идентичность и из её социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая её.
Заключение.
Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности в учебной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют:
· · Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности.
· · Конкретизаци ...
Социальная психология личности. Проблема личности в
социальной психологии
Интерес к исследованию личности в различных отраслях научного знания. Необходимость комплектного подхода к исследованию личности и определения роли каждой науки в комплексном подходе.
Исследование личности в социологии и общей психологии. Специфика социально-психологического подхода: социальное влияние на личность, социальная сущность ...
Пропущенные буквы
Время проведения: 10 мин
Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).
Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, ...