Опытно-экспериментальные исследование способов
быстрого запоминания учебного материала, эффективно влияющих на развитие памяти
младших школьников с ЗПР. Задачи
и методика опытно-экспериментальной рСтраница 1
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому и из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение.
В данном параграфе речь пойдет об исследовании комплекса способов быстрого запоминания учебного материала, эффективно влияющего на развитие памяти младших школьников с ЗПР.
В целях установления истинности выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:
определение влияния психолога - педагогических условий на развитие памяти младших школьников с ЗПР;
разработка комплекса способов быстрого запоминания учебного материала.
Для достижения поставленных задач, опытно - экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
I этап. Поисково-констатирующий, направлен на определение начального уровня развития памяти младших школьников с ЗПР.
II этап. Формирующе-констатирующий, целью которого является использование комплекса способов быстрого запоминания учебного материала как условие влияющие на развитие памяти младших школьников с ЗПР.
III этап. Контрольно - определяющий, целью которого является установление истинности выдвинутой гипотезы.
Научные исследования Т.Е. Егоровой и Т.А. Власовой позволили нам определить уровни развития памяти у младших школьников с ЗПР.
Данные приведены в таблице № 1.
Таблица № 1. "Критериально-параметральные показатели уровня развития памяти у младших школьников с ЗПР"
Показатели |
Критерии |
Уровни | |||
высокий |
средний |
низкий | |||
Зрительная память |
Вид памяти, сохранение и воспроизведение зрительных образов. Необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями с последующим продолжением по памяти. |
Ребенок сумел выполнить все задания за определенное время. |
Ребенок сумел выполнить задания, но испытывал некоторые трудности. |
Ребенок не сумел справиться с заданиями или частично справился | |
Слуховая память |
Вид памяти, хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Необходима для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п. | ||||
Смысловая память |
Вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. | ||||
Механическая память |
Вид памяти, основанной на повторении материала без его осмысления. | ||||
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:
1. Методика "Диагностика природной памяти"
Для начала нужно определить продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти ребенка. Это можно сделать с помощью следующей методики.
а) Подготовительный этап.
В приложении №1 содержится карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из 4-х пересекающихся линий. Необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеек, 10x15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).
б) Диагностический этап.
После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги (10x15 см) и карандаш или ручку. Инструкция испытуемому: "Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом "Внимание". После того, как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать". Испытуемый после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги.
Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Первая группа проблем связана с групповыми целями.
Чаще всего цели группы не сформулированы для участников четко. Принятие их членами группы создает основу для обучающей активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности. По ...
Предметно-действенное мышление
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он ан ...
Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с
особенностями личности и поведения человека.
«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индивидам» [38] поведение.
Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: био ...