Опытно-экспериментальные исследование способов
быстрого запоминания учебного материала, эффективно влияющих на развитие памяти
младших школьников с ЗПР. Задачи
и методика опытно-экспериментальной рСтраница 3
Результаты проведенной методики были отражены в таблице №2
Таблица №2 "Развитие слуховой и зрительной механической памяти"
Критерии развития слуховой и зрительной механической памяти. |
Название видов механической памяти | |
Слуховая память |
Зрительная память | |
меньше 7 |
66% | |
меньше 9 |
73% | |
больше 7 |
34% | |
больше 9 |
27% |
Выводы:
Основная масса класса имеют низкий уровень развития механической памяти. Актуальна работа по развитию слуховой и зрительной механической памяти.
4. Методика: "Смысловые пары"
Цель: установить уровень развития у учащихся смысловой памяти.
Ход эксперимента:
Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь 1-ое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить 2-ые слова и записать эти пары на листе бумаги.
Обработка полученных данных:
Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словестно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6 то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворенно.
Результаты методики приведены в диаграмме № 3.
13% - высокий уровень развития смысловой памяти
40% - средний уровень развития смысловой памяти
47% - низкий уровень развития смысловой памяти
Выводы:
Анализируя полученные данные, отметим, что в классе преобладают дети, с низким уровнем развития смысловой памяти, они составляют - 47%. Дети со средним уровнем развития - 40% и учащиеся с высоким уровнем составляют только 13%. Актуальна работа по развитию смысловой памяти.
5. Методика: "Проверка механической памяти"
Цель: установить уровень развития механической памяти.
Ход эксперимента:
Задание 1: Прочитать ребенку пары слов:
зеркало - лампа муха - стол
ведро - диван змея - улица
лопата - ветер ложка - смех
игла - забор книга - стена
пол - вечер мяч - рыба
После этого назвать первые слова пар, а ребенок - вторые, которые запомнил. Будет считаться хорошим уровнем если половина пар запомнится.
Задание 2: Чтение ребёнку цепочки слов (по одной), а затем просьба его повторить цепочку, как он запомнил:
дом - стол - арбуз - кошка - миска
озеро - мак - заяц - карандаш - рис
лодка - цветы - двор - книга - ужин
поле - конь - утка - стул - грабли
ящик - снег - суп - роза - апельсин
Допускается 2-3 ошибки.
Выводы:
В классе наблюдается преобладание среднего уровня механической памяти - 48%. А у остальных (27%) - низкий уровень развития, (25) - высокий уровень развития. Результаты отражены в диаграмме № 4.
6. Методика "Проверка зрительной памяти"
Цель: установить уровень развития зрительной памяти.
Ход эксперимента:
Задание 1: Запомни рисунки
Нужно показать ребёнку рисунок, на котором изображены различные фигуры, попросить его в течение 30 секунд внимательно рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем показать другой рисунок, на котором все фигуры из предыдущего плюс ещё 6 новых. Ребёнок должен найти и показать знакомые по первому рисунку фигуры. На весь тест затрачивается не более 90 секунд, показывать рисунки можно несколько раз. За минуту ребёнок должен узнать 6-8 изображений.
Задание 2: 10 предметов
Ребёнок смотрит на рисунок в течение 0,5-1 минуты. После этого нужно попросить назвать, какие предметы запомнились, в любом порядке. Если некоторые названия повторяются, это не учитывается. Забытые предметы показывать нужно снова. Затем проверяют ребёнка через 10 минут. Результат отмечается. Следующая проверка - через час. Нормой будет воспроизведение 7-8 предметов из 10.
Заключение.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умени ...
Развитие памяти младших школьников с ЗПР как
условие полноценного обучения. Научно-теоретические
подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с
ЗПР
Взгляд отечественных психологов и педагогов на психологические проблемы задержки психического развития детей
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний ...
Психофизиологические основы агрессивности
Устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных
влияниях на формирование агрессивной реакции. Согласно этой гипотезе, усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона (точно так же, как повышение уровня тестостерона ведет к усилению агре ...