Основные неконструктивные стереотипы, проявляющиеся в ситуациях семейного
конфликтаСтраница 1
В табл. 1 представлены основные стереотипы, обнаруженные не только у самих испытуемых, но и у их родителей, прародителей и других членов семьи - тетушек, дядюшек, сестер, братьев, детей. Мы видим, что в семьях живут и передаются из поколения в поколение 8 основных неконструктивных стереотипов: «непонимание», поиск «виновного», пристрастное отношение к «своим» и «чужим», доминирование («хозяин дома»), подчинение «сильному», агрессивное подавление «слабых», «жертва», «уход».
Следует отметить, что данная классификация, как и любая другая, приводимая в литературе, страдает ограниченностью. Объясняется это тем, что классификация конфликтных стереотипов взаимодействия в семье весьма сложна в описании и систематизации. Тем не менее, она необходима для того, чтобы решить задачи исследования.
Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что самыми распространенными являются стереотипы «непонимания» и «ухода». Стереотип «непонимания» (человеку не понятно поведение и мотивы члена семьи) обнаружен у 84 из 86 испытуемых (97,7%). Непонимание вызывает стремление прервать семейные отношения, уйти от болезненных контактов.
Таблица 1 - Основные неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия супругов
Типичные стереотипы |
Число испытуемых |
% от выборки |
«Непонимание» |
84 |
97,7 |
«Уход» |
83 |
96,5 |
Поиск «виновного» |
74 |
86,0 |
Пристрастное отношение к «своим» и «чужим» |
72 |
83,7 |
Доминирование («хозяин дома») |
46 |
53,5 |
«Жертва» |
44 |
51,2 |
Агрессивное подавление «слабого» |
42 |
48,8 |
Подчинение «сильному» |
40 |
46,5 |
Стереотип «ухода» обнаружен у 83 испытуемых (96,5%).При этом одни испытуемые реагируют на непонимание разными видами реального «ухода» из семьи: в семью родителей (к маме), к друзьям и т.д. Другие, пытаясь сохранить семейные отношения, уходят в себя: подавляют переживаемые негативные чувства, замыкаются. Самыми распространенными последствиями такого «ухода» принято считать обиду, алкоголь, болезни.
Стереотип поиска «виновного» («козла отпущения») обнаружен в том или ином виде у 74 испытуемых (86,0%), которые продемонстрировали склонность к критике, осуждению, сплетням, жалобам, обвинениям, злословию, т. е. к разным формам поиска «виновного» в ситуации семейного конфликта. При этом одни считают виновными себя, другие - своего партнера.
Социально-психологические аспекты развития группы
Формирование идеи развития группы наряду с идеей динамики групповой жизни. Основные подходы к анализу развития группы.
Традиции социально-психологического тренинга. Современные концепции «социализации группы». Проблема развития группы в исследованиях индивидуализма и коллективизма.
Значение идей А. С. Макаренко для разработки социальн ...
Заключение.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умени ...
Выводы
Можно сделать такие выводы:
· Основные различия между эмоционально положительными и отрицательными реакциями ребёнка на стресс могут быть сформулированы следующим образом:
1. Возможность выбора. Если ситуация выбрана самим ребёнком, то его чувства можно назвать скорее "стимуляцией", нежели стрессом. Стресс возникает в том сл ...