Материалы » Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста » Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности

Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности
Страница 3

Цели, ценности, принципы и формы отношений, свойственные определенной группе, коллективу, обществу, бессознательно или сознательно структурируя соответствующие формы своих отношений, как субъект социального действия.

Но человек может отождествлять себя с определенными другими, принимая ценности другого и формируя себя соответствующим образом или создавая свой собственный образ, которому пытается следовать.

Идентифицируясь, индивид приобретает соответствующие субъектные и личностные характеристики, соотносимые им с качествами других, контакты с которыми являются предпочтительными для него по разным причинам, по разным мотивам. Смысл идентификации – обнаружить себя в обществе в самом широком понимании, в разных структурах его, ввести себя в качестве субъективно-значимого в соответствующий коллектив, в рамках которого он и приобретает свою субъективность, выполняя целезадаваемую деятельность как индивид.

Идентификация имеет свою структуру, содержание, степень выраженности.

Процесс идентификации имеет постоянно воспроизводимый (в большей или меньшей степени выраженный) результат – особое качество человека – идентичность, выраженную в разной степени и на разном уровне представленную – от идентичности с телом до личностной идентичности, определяемой совокупностью присвоенных качеств, норм, ценностей, интегрируемых индивидом своим Я.

Идентичность в эриксоновском смысле – это идентичность индивидуальная. Даже когда применительно к индивиду ведут речь о социальной идентичности, имеют в виду особое изменение индивида, которое в (социальной и индивидуальной) психологии и социологии с незапамятных времен обозначают как «социальное Я (social me)».

Выступая социальным феноменом по своей сущности, идентичность имеет индивидуальную природу своего осуществления, индивидуальное содержание, но выражает индивидную форму присвоения индивидом социальной сущности.

Способность человека к идентификации и проявление идентичности представляется чрезвычайно значимым фактором движения общества и развития человека.

Идентификация индивидов со своей группой обеспечивала саму возможность формирования коллектива.

Но только развитие индивидов и постоянное движение в идентичности, и способность к идентификации в их постоянном взаимодействии обеспечивает развитие общества.

«В логике идентичность – это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира. В психологии идентичность – переживание индивидом своего единства с кем-либо или своей приверженности к чему-либо.» [Колесов Д.В., 2004, с.12]. Единство с кем? С другим индивидом или их группой. Приверженности к чему? К идее, принципу, «делу».

К примеру, предприниматель заявляет: «Я и мое дело – единое цело». Порою это действительно настолько единое целое, что индивидуумы отдают за него и жизнь.

Идентичность – типичное явление человеческого бытия, вовсе не случайное и редкое. Следовательно, оно выражает некую потребность. Что за потребность? Чтобы разобраться в этом, для начала скажем, что идентичность дает индивиду. А дает она многое: все то, чем располагает та группа индивидов, с которой данный индивид себя идентифицирует, единство с которой он переживает. Идентичность позволяет индивиду присваивать себе часть тех достоинств и преимуществ, которыми располагает объект его идентификации: силу, богатство, деловые и политические возможности. Следовательно, идентичность может становиться потребным результатом потребности в более эффективном и надежном осуществлении индивидом своей жизнедеятельности. И он порою решает: к кому примкнуть? Так что в семантическое поле понятия «Идентичность» входит и понятие выбора. Конечно, иногда индивид идентифицирует себя с некоей группой и неосознанно, интуитивно, но всегда имея для этого основания, некую для себя пользу, выгоду, пусть даже только моральную. Именно так формируются политические течения: лидер с «идеей» и множество индивидов, которые идентифицируют себя как с ним персонально, так и с выдвигаемыми им предложениями и планами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Опытно-экспериментальные исследование способов быстрого запоминания учебного материала, эффективно влияющих на развитие памяти младших школьников с ЗПР. Задачи и методика опытно-экспериментальной р
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому и из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. В данном параграфе речь пойдет об исследовании комплекса способов быстрого запоминания учебного материала, эффективно влияющего на разв ...

Этапы становления рефлексии и диалога в европейской культуре
Этот параграф посвящен истории становления рефлексии и диалога в европейской культуре. Эти два понятия тесно взаимосвязаны, а потому рассматривать их отдельно было бы некорректно. На первом – древнегреческом – этапе в эпоху античной Греции ситуация развития рефлексии заменялась диалогом. Здесь рефлексия осуществлялась как в своей интел ...

Результаты исследования проведения профориентационной работы с использованием психодиагностических методик и их автоматизация
Наше исследование состояло из 4-х этапов. Первым этапом стало тестирование по подобранному банку психологических диагностик: ДДО, ОПГ, Голланд, Анкета интересов. Испытуемым выдавались напечатанные бланки, в которых они давали соответствующие ответы. Результаты приведены в таблице 3.3 и таблице 3.4. Вторым этапом для исследования 10-го и ...