Материалы » Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста » Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности

Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности
Страница 6

Идентификация может происходить с любым объектом – человеком, животным, предметом, идеей и т.п. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, «вчувствование», приобретая в некоторых случаях свойство «психологической инфекции», столь характерной для толпы.

В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и др. Это понятие вначале было введено З.Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии, а позднее – для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых для него людей, формирует «сверх-Я» или принимает женскую или мужскую роль и пр.

Первые положения Фрейда, касающиеся «Эго» и его отношения к обществу, естественно, определялись общим состоянием психоанализа того времени и формулировками, предлагаемыми тогда социологией. В центре внимания было «ИД» - инстинктивная сила, движущая человеком изнутри. В первых рассуждениях о психологии групп Фрейд ссылался на наблюдения французского социолога Лебона над поведением масс. Это наложило отпечаток на последующие рассуждения психоаналитиков о «массах», поскольку «массы» у Лебона – это общество разочарованных людей, беспомощная толпа в период анархии, охватившей общество в промежутке между двумя этапами консолидации, толпа, следующая за вождем.

Понятие «Эго» сначала было описано через определение этих двух противоположностей: биологического «ИД» и общественных «масс». «Эго», индивидуальный центр типизованного опыта и разумного планирования, подвергается опасности и со стороны хаоса первобытных инстинктов, и со стороны необузданной толпы.

Для охраны непорочной нравственности загнанного индивида Фрейд поставил внутри «Эго» «Супер-эго» - интериоризацию всех запретов, которым должно подчиняться «Эго». Они навязываются в детстве посредством критического влияния сначала родителей, а позднее – профессиональных воспитателей и неопределенного множества людей, которые и составляют «окружение» и «общественное мнение».

В обстановке всеобщего неодобрения изначальная любовь ребенка к себе оказывается под угрозой. Он начинает искать модели, по которым может себя оценивать и которым может подражать, желая стать счастливым. Если ему это удается, он приобретает самоуважение, не слишком адекватный заменитель первоначального нарциссизма и ощущения всесилия.

В распоряжении ребенка множество возможностей идентифицировать себя более или менее экспериментальным путем с реальными или воображаемыми людьми обоего пола, с различными привычками, свойствами, идеями, профессиями.

Иногда кризисный момент заставляет его сделать решительный выбор. Но каждый данный исторический период предлагает ограниченный набор социально значимых моделей, которые могут успешно сочетаться в процессе идентификации. Их приемлемость зависит от того, насколько они удовлетворяют одновременно потребностям созревающего организма, способу синтеза «Эго» и требованиям данной культуры.

Идентичность – противоположность нарциссизму, она играет огромную роль в поведении и психологической жизни. Психологический смысл её – в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта, она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку.

Феномен идентичности возникает в рамках глобальной проблематики существования самого рода человеческого. Современный человек изменяет окружающий мир быстрее, чем себя, свое сознание, а потому не успевает вписываться в этот мир и становится «целиком и полностью проблематичным».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10 мин Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функ ...

Прием терпеливого слушания.
Иногда для расположения партнера по общению достаточно просто молча выслушать то, что он говорит, иногда, высказывая одобрение по тому или иному разделу его информации. ...

Коммуникативная деятельность следователя
Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемо ...