Методика исследованияСтраница 1
С целью изучения памяти использовалась методика А.Н.Леонтьева (1931/2006-2009), модифицированная с учетом особенностей выборки и обеспечения контроля побочных переменных (эффекты порядка).
Методика исследования
Мы использовали методику изучения непосредственного и опосредствованного запоминания, которая была разработана А.Н. Леонтьевым, но была дополнена и скорректирована с учетом недостатков.
Методика состоит из четырех серий (условий): НЗ – непосредственное запоминание (одна серия), КОЗ – картинно-опосредствованное запоминание (две серии), БОЗ – буквенно-опосредствованное запоминание (одна серия).
Стимульные материалы
Для проведения эксперимента использовалось 3 списка слов по 15 в каждом, набор из 60 карточек с картинками для второй и третьей серий (по 30 карточек для каждой) и 20 карточек с буквами русского алфавита. Карточки имели стандартный размер 5х5. В таблице 1 приведены четыре списка слов, которые предъявлялись для запоминания в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием.
Таблица 1. Списки слов и условия их использования
№ |
Список слов для НЗ |
Список слов для КОЗ1 |
Список слов для КОЗ2 |
Список слов для БОЗ |
1 |
рука |
снег |
дождь |
лодка |
2 |
книга |
обед |
собрание |
машина |
3 |
хлеб |
лес |
пожар |
нога |
4 |
дом |
ученье |
день |
окно |
5 |
лупа |
молоток |
драка |
река |
6 |
пол |
одежда |
отряд |
солдат |
7 |
брать |
поле |
театр |
флаг |
8 |
нож |
игра |
ошибка |
цветок |
9 |
лев |
птица |
сила |
дверь |
10 |
мел |
лошадь |
встреча |
глаз |
11 |
серп |
урок |
ответ |
волна |
12 |
урок |
ночь |
горе |
зал |
13 |
сад |
мышь |
праздник |
шапка |
14 |
мыло |
молоко |
сосед |
песок |
15 |
перо |
стул |
труд |
кукла |
Анализ данных, полученных комплексом вспомогательных
методов исследования
Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик) и метод цветовых выборов (модифицированный вариант цветового теста М. Люшера) позволили изучить специфику проявления стереотипов межличностного взаимодействия супругов в ситуации семейного конфликта и ее связь с качествами личности испытуемых. Обобщенная характ ...
Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления.
По состоянию невербального интеллекта (О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, 1982) детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:
1) дети, у которых развитие невербального интеллекта нескол ...
Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга р ...