Методика исследованияСтраница 1
С целью изучения памяти использовалась методика А.Н.Леонтьева (1931/2006-2009), модифицированная с учетом особенностей выборки и обеспечения контроля побочных переменных (эффекты порядка).
Методика исследования
Мы использовали методику изучения непосредственного и опосредствованного запоминания, которая была разработана А.Н. Леонтьевым, но была дополнена и скорректирована с учетом недостатков.
Методика состоит из четырех серий (условий): НЗ – непосредственное запоминание (одна серия), КОЗ – картинно-опосредствованное запоминание (две серии), БОЗ – буквенно-опосредствованное запоминание (одна серия).
Стимульные материалы
Для проведения эксперимента использовалось 3 списка слов по 15 в каждом, набор из 60 карточек с картинками для второй и третьей серий (по 30 карточек для каждой) и 20 карточек с буквами русского алфавита. Карточки имели стандартный размер 5х5. В таблице 1 приведены четыре списка слов, которые предъявлялись для запоминания в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием.
Таблица 1. Списки слов и условия их использования
№ |
Список слов для НЗ |
Список слов для КОЗ1 |
Список слов для КОЗ2 |
Список слов для БОЗ |
1 |
рука |
снег |
дождь |
лодка |
2 |
книга |
обед |
собрание |
машина |
3 |
хлеб |
лес |
пожар |
нога |
4 |
дом |
ученье |
день |
окно |
5 |
лупа |
молоток |
драка |
река |
6 |
пол |
одежда |
отряд |
солдат |
7 |
брать |
поле |
театр |
флаг |
8 |
нож |
игра |
ошибка |
цветок |
9 |
лев |
птица |
сила |
дверь |
10 |
мел |
лошадь |
встреча |
глаз |
11 |
серп |
урок |
ответ |
волна |
12 |
урок |
ночь |
горе |
зал |
13 |
сад |
мышь |
праздник |
шапка |
14 |
мыло |
молоко |
сосед |
песок |
15 |
перо |
стул |
труд |
кукла |
Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми, имеющими
отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму
Планы коррекционных занятий с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны планы коррекционных занятий, направленных на поддержку и коррекцию детей с эмоциональными отклонениями, перенесших психологическую травму. Было раз ...
Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия
«конфликт». Природа социального конфликта.
«Конфликт», как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт
– столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что конфликты возможны и в неживой природе. «Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся соп ...
Тревожные расстройства и их мозговые механизмы
В группу тревожных расстройств входят несколько довольно разнородных заболеваний, связанных одним общим признаком – повышенной тревожностью. В этой работе я в основном остановлюсь на группе тревожно-фобических расстройств, к которым относятся повышенная тревожность, паническое расстройство и специфические (изолированные) фобии – страхи ...