Материалы » Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста » Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности

Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Сущность идентификации и идентичности
Страница 5

Диффузия идентичности (лат. Diffusio – распространение, растекание) – статус Эго-идентичности, при котором молодой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он или она не делает определенного выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать карьеру.

Достижение идентичности (лат. Identity achievement) – статус Эго-идентичности, характеризуется переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того или другого.

Идентификация рассматривается также как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т.д. Как указывает Шаповаленко [Шаповаленко И.В., 2005], современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности:

1. Преимущественное понимание – как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом на основании установившейся эмоциональной связи, также включение их в свой внутренний мир и принятие как самостоятельных норм, ценностей и образов. Уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо, открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном возрасте.

Интроекция (лат. Intro – внутри, jacio – бросаю, кладу) - полное включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей, когда он вовсе не различает собственные и несобственные представления. По З.Фрейду, интроекция – одна из основ идентификации, психологический механизм, играющий значительную роль в формировании сверх-Я [Фрейд З., 1989].

2. Опознание чего или кого-либо. В этом значении термин используется в общей психологии, инженерной или юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. В результате идентификации происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т.п. Когда объектом идентификации является человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании которого можно: 1) отнести личность к некоторому классу или типу (например, идентификация преступника); 2) признать личность целостной и идентичной самой себе.

3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжение самого себя, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка собственных честолюбивых замыслов).

4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его личностных смыслов. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение.

По мнению К. Эдиной, идентификация – это защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему.

Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Исследование Я-концепции успеваемости в возникновении стресса
В исследовании, направленном на выявление факторов, позволяющих прогнозировать поведение индивида, Терборг и др. (1980) рассматривали, в частности, способности и самооценку в отношении к системе поощрения. В основу их концепции было положено предположение о том, что знание о способностях индивида далеко не всегда позволяет предсказывать ...

Выводы
1. Уровень родительского контроля оказывает влияние на развитие когнитивного и эмоционального компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, но на развитие поведенческого компонента уровень родительского контроля не влияет. Детям свойственен более высокий уровень развития когнитивного компонента, воспитывающимся ...

Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста. Описание выборки и методик исследования
Данное исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребёнка, детском саду «Солнышко» города Сорска. Общий объем выборки составляет 17 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них - 7 мальчиков и 10 девочек. В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявл ...