Цели и принципы профконсультационной деятельности. Виды профконсультаций

Профессиональное консультирование является основной составляющей профориентационной работы, обеспечивающей оказание помощи личности а профессиональном самоопределении, формировании и дальнейшем развитии профессиональной карьеры.

Профессиональное консультирование проводится в целях:

· оказания помощи в принятии решения о выборе или перемене

профессии;

· проведения диагностики индивидуально психологических

особенностей для оценки профессиональной пригодности к конкретной профессии или типу профессий с учётом медицинских противопоказаний;

· оказания психологической поддержки оптанту, коррекции его

эмоционального состояния или поведения, обучения его навыкам преодоления стрессовых состояний и навыкам общения в процессе поиска работы и трудоустройства.

Профессиональное консультирование основывается на принципах:

- учёта индивидуальных и возрастных особенностей оптанта;

- свободного и самостоятельного выбора оптантом профессиональной деятельности;

- активной позиции в выборе профессионального пути;

- равноправного сотрудничества профконсультанта с оптантом;

- экономичности в работе профконсультанта;

- конфиденциальности;

- обязательности обратной связи.

Профессиональные консультации по видам делятся на:

- справочно-информационные, предоставляющие информацию о мире труда и профессий, тенденциях и динамике рынка труда, возможностях и условиях получения профессионального образования и трудоустройства;

- диагностические, предусматривающие изучение личности оптанта с целью выявления соответствия тому или иному виду профессиональной деятельности;

- формирующие, осуществляющие коррекцию профессионального самоопределения с учётом индивидуальных особенностей оптанта и требований рынка труда и профессий;

- медицинские, выявляющие состояние здоровья оптанта, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии;

- психологические, обеспечивающие внутрипсихическое согласование индивидуально – психологических характеристик и скрытых способностей оптанта, с его сознательным представлением о себе.

В практике профконсультирования большинство консультаций как групповых, так и индивидуальных выполняют одновременно информационную, диагностическую, формирующую и психологическую функции.


Экспериментальные исследования
В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии. Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 страницы?» R1: 10 R2: 3 R3: не все цифры R4: пустые страницы (0 цифр) R5: словами R6: дурацкая задача, нужны ...

Алфавит
Время проведения: 5 мин Составьте слова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторилась. К примеру: 1) съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, щен, эрг, чуб; 2) эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай. ...

Вспомогательные методы исследования
В группу вспомогательных методов мы включили метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик), метод цветовых выборов (модифицированный вариант цветового теста М. Люшера), шкалу тревожности Ч. Спил-бергера, а также наблюдение вербальных и неверба ...