Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное
деяние.Страница 5
Обычно в криминологической литературе различают типологию и классификацию. При этом исходят из того, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку. Поэтому обычно классификация предшествует типологии.
В уголовной статистике можно встретить следующие классификации преступников.
1) По социально-демографическим признакам: мужчины, женщины; в возрасте: 14—15; 16—17; 18—24; 25—29; 30—40 лет; старше 50 лет; по уровню образования: с начальным, с 8-классным; со средним и среднеспециальным; с высшим и незаконченным высшим.
2) По признакам социального положения и рода занятий: рабочие, служащие, учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры; трудоспособные, но на работающие и не учащиеся; безработные.
3) По признакам места жительства и длительности проживания: город, сельская местность; постоянный житель, мигрант, переселенец.
4) По данным интенсивности и характера преступной деятельности: повторность, рецидив (многократный специальный, особо опасный); в группе, в организованной группе.
5) По данным о состоянии лица в момент совершения преступления: в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического возбуждения.
В криминологической литературе можно встретить множество вариантов типологии личности. В зависимости от критерия типологизации все известные типологии можно разделить на три группы.
К первой относятся те из них, в которых преступников дифференцируют в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в совершенном преступлении. Например, выделяют:-1) особо опасных преступников; 2) насильственных преступников; 3) корыстных преступников; 4) совершивших преступления против общественного порядка; 5) неосторожных преступников.
Вторая группа объединяет типологии, в которых преступников дифференцируют исходя из характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения преступления или только в зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности. Примером такой типологии может быть вариант, предложенный для несовершеннолетних преступников. В ней выделяются два основных типа: криминогенный и случайный. Криминогенный тип подразделяется на три подтипа: 1) последовательно криминогенный; 2) ситуативно-криминогенный; 3) ситуативный.
Третья группа включает типологии, в которых критерием типологизации выступает социальная направленность личности преступника. Один из вариантов подобной типологии ранжирует преступников исходя из соотношений негативной и позитивной направленности личности.
Также классификацию по степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности можно представить в следующем виде:
Современные теории личности.
Теория личности А. Адлера — модель теории личности в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувств ...
Соотношение мышления и речи.
- Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; - в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» м ...
Выводы
Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.
Нравственные качества проявляются на этапах решения учебной задачи.
Целенаправленная работа положительно влияет на результативность раб ...

