Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 1

Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при не­совпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в реше­нии проблемы о сущности и понятии личности преступ­ника. Формирование такого подхода включает в себя решение логически связанных между собой вопросов о том, что такое личность преступника; есть ли она во­обще; какие признаки составляют ее содержание; ка­кова ее роль в совершении преступления; как воздей­ствовать на нее, чтобы предотвратить преступление.

Криминологическое учение о личности преступника исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Личность как целост­ное образование представляет собой социальное каче­ство человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отноше­ний, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологи­ческое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у дру­гих животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущ­ность человека — не тождественные понятия. Если пер­вое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные аспекты (принадлежность к социальной группе и др.); 2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-куль­турологической, социально-бытовой); 3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельно­сти (отношение к общегражданским обязанностям, го­сударственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, к культурным ценностям и т. д.).

Криминологический анализ личности преступника опирается на вышеизложенные положения, но имеет и некоторые особенности. Прежде всего очевидным, на­глядным отличием личности преступника от не преступ­ника является сам факт совершения преступления. Пре­ступление как разновидность деятельности субъекта дает основание задуматься о том, какие личностные качества проявились, выразились в нем. Очевидно, что эти отличия можно зафиксировать в личности преступ­ника на внутреннем и внешнем уровне.

На внутреннем уровне отличие образует особый век­тор социальной направленности—негативную (антиоб­щественную) направленность. На внешнем уровне оно воплощается в специфическом виде деятельности — пре­ступной деятельности (или в одном преступлении), а также в своеобразии проявлений в основных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, справедливо утверждение о том, что отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями и опорой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы (Ю. М. Антонян).

По аналогии с преступлением как общественно опас­ным деянием такие личностные свойства стали назы­вать общественной опасностью личности преступника.

Таким образом, общественная опасность является своеобразной статистической характеристикой личности преступника, так как преступление совершено и, значит, личностные свойства уже проявились. Вот почему спра­ведливо утверждение, что общественная опасность лич­ности преступника является ее ретроспективной оценкой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Факторы, влияющие на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста
Факторы, влияющие на становление детской психики подразделяются на объективные (макросоциальные, микросоциальные и соматопсихические факторы) и субъективные (составляют внутреннюю логику развития, точнее - саморазвития ребенка, и включают специфику развития потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и самосо ...

Социально-психологические аспекты развития группы
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по наб ...

Нарушения мышления
Существуют разные определения мышления. "Мышление – это деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задач, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача осуществляется". Виды патологии мышления Выделяется три вида патологии мышления: Нарушение операциональной стороны мышления. Наруш ...