Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 1

Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при не­совпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в реше­нии проблемы о сущности и понятии личности преступ­ника. Формирование такого подхода включает в себя решение логически связанных между собой вопросов о том, что такое личность преступника; есть ли она во­обще; какие признаки составляют ее содержание; ка­кова ее роль в совершении преступления; как воздей­ствовать на нее, чтобы предотвратить преступление.

Криминологическое учение о личности преступника исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Личность как целост­ное образование представляет собой социальное каче­ство человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отноше­ний, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологи­ческое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у дру­гих животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущ­ность человека — не тождественные понятия. Если пер­вое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные аспекты (принадлежность к социальной группе и др.); 2) социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-куль­турологической, социально-бытовой); 3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельно­сти (отношение к общегражданским обязанностям, го­сударственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, к культурным ценностям и т. д.).

Криминологический анализ личности преступника опирается на вышеизложенные положения, но имеет и некоторые особенности. Прежде всего очевидным, на­глядным отличием личности преступника от не преступ­ника является сам факт совершения преступления. Пре­ступление как разновидность деятельности субъекта дает основание задуматься о том, какие личностные качества проявились, выразились в нем. Очевидно, что эти отличия можно зафиксировать в личности преступ­ника на внутреннем и внешнем уровне.

На внутреннем уровне отличие образует особый век­тор социальной направленности—негативную (антиоб­щественную) направленность. На внешнем уровне оно воплощается в специфическом виде деятельности — пре­ступной деятельности (или в одном преступлении), а также в своеобразии проявлений в основных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, справедливо утверждение о том, что отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями и опорой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы (Ю. М. Антонян).

По аналогии с преступлением как общественно опас­ным деянием такие личностные свойства стали назы­вать общественной опасностью личности преступника.

Таким образом, общественная опасность является своеобразной статистической характеристикой личности преступника, так как преступление совершено и, значит, личностные свойства уже проявились. Вот почему спра­ведливо утверждение, что общественная опасность лич­ности преступника является ее ретроспективной оценкой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Расстройства настроения и их мозговые механизмы
Изучение расстройств настроения началось еще в Древней Греции (так, термин «мания» был введен Гиппократом). К настоящему времени различают несколько видов аффективных расстройств. В классификации МКБ-10 выделяются депрессивное расстройство, маниакальное расстройство, биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз). Распростра ...

Химические медиаторы и их виды
В ЦНС медиаторную функцию выполняет большая группа разнородных химических веществ. Список вновь открываемых химических медиаторов неуклонно пополняется. По последним данным их насчитывается около 30. Хотелось бы также отметить, что согласно принципу Дейла, каждый нейрон во всех своих синоптических окончаниях выделяет один и тот же медиа ...

Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста. Цели и гипотезы исследования
Целями данного исследования являлись: выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков, а также сравнение полученных результатов с данными А.Н.Леонтьева 1920-х гг. Задачи исследования: репликация методики А.Н.Леонтьева в доработанном виде; исследование опосредствованной и непосредственной памяти ...