Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное
деяние.Страница 4
Если опираться на данные уголовной и судебной статистики, то можно получить следующую информацию о нравственно-психологических особенностях личности преступника: совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или наркотического возбуждения; совершение преступлений из хулиганских и иных низменных побуждений; с особой жестокостью; на почве кровной мести; национальной или расовой вражды; в состоянии сильного душевного волнения и др. Так, более трети всех преступлений совершается в состоянии опьянения, а такие, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, в аналогичном состоянии достигают 80%.
Специальные психологические исследования выявляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.
Многочисленные криминологические исследования показывают, что преступники характеризуются низким уровнем юридического сознания. Совершение преступления является результатом общего неуважения к закону, отсутствия несогласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не усвоения требований правовых норм. Основными регуляторами правомерного поведения, по мнению обследованных осужденных, являются: страх наказания и боязнь нежелательных последствий.
Вышеперечисленные особенности личности преступника имеют прежде всего статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Отдельно взятый конкретный преступник может не набрать «полного джентльменского набора», что, конечно, не
означает, что эти особенности произвольно отображены или «притянуты» к понятию личности преступника. Таким образом, различным преступникам вышеперечисленные признаки присущи в разной мере. Например, они более выражены у убийц, разбойников, грабителей, реже встречаются у воров и могут быть едва ощутимы у лиц, совершающих неосторожные преступления.
В реальной жизни многие из людей, которым свойственны вышеперечисленные признаки, все-таки не совершают преступлений. Почему это происходит? Исчерпывающий ответ на сегодняшний день криминология дать пока не может. Но большинство специалистов считают, что в личности преступника проанализированные выше свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества — способность совершить преступление. Это качество получило название «криминогенность личности преступника».
В 70—80-е годы были проведены многочисленные исследования отечественных криминологов с целью выявления такой специфической совокупности свойств. Используя метод распознавания образа, на основе большого статистического материала с помощью ЭВМ ученые пришли к выводу, что устойчивый комплекс из более чем 20 признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические, проявляется у 4 из каждых 5 обследованных преступников.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее определение личности преступника: совокупность социально-психологических свойств личности, которая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления.
Следующим шагом на пути научного осмысления проблемы личности преступника является обобщение и систематизация ее свойств и качеств. Практическое значение вытекающих из теоретического анализа выводов будет существенным, если перейти от понятия «личность преступника» к таким категориям, как «типология личности преступника» и классификация преступников. В конечном счете, деятельность по предупреждению преступности на личностном уровне зависит от разработки типологии личности преступника, которая является основой методики прогнозирования индивидуального поведения и применения, дифференцированных и индивидуализированных мер профилактического и правового воздействия.
Виды рекламного психологического воздействия
Основными видами психологического воздействия являются: информирование, убеждение, внушение, побуждение.
Информирование –
главное ядро рекламного обращения.
Реклама должна убедить потребителя в достоинствах товара, то есть показать преимущества и доказать необходимость его для потребителя. С этой целью используется три группы аргумен ...
Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии. Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубиншт ...
Выводы.
Проведя анализ имеющихся данных по вопросу социально-психологической характеристики конфликтов можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт – это столкновение субъектов взаимодействия, отстаивающих собственные взгляды, мнения, цели, интересы, заключающееся в противодействии друг другу.
2. Конфликт может выполнять как отрицательные, так ...