Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное
деяние.Страница 4
Если опираться на данные уголовной и судебной статистики, то можно получить следующую информацию о нравственно-психологических особенностях личности преступника: совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или наркотического возбуждения; совершение преступлений из хулиганских и иных низменных побуждений; с особой жестокостью; на почве кровной мести; национальной или расовой вражды; в состоянии сильного душевного волнения и др. Так, более трети всех преступлений совершается в состоянии опьянения, а такие, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, в аналогичном состоянии достигают 80%.
Специальные психологические исследования выявляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.
Многочисленные криминологические исследования показывают, что преступники характеризуются низким уровнем юридического сознания. Совершение преступления является результатом общего неуважения к закону, отсутствия несогласия с правовыми требованиями или в силу просто их незнания, или в результате не усвоения требований правовых норм. Основными регуляторами правомерного поведения, по мнению обследованных осужденных, являются: страх наказания и боязнь нежелательных последствий.
Вышеперечисленные особенности личности преступника имеют прежде всего статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Отдельно взятый конкретный преступник может не набрать «полного джентльменского набора», что, конечно, не
означает, что эти особенности произвольно отображены или «притянуты» к понятию личности преступника. Таким образом, различным преступникам вышеперечисленные признаки присущи в разной мере. Например, они более выражены у убийц, разбойников, грабителей, реже встречаются у воров и могут быть едва ощутимы у лиц, совершающих неосторожные преступления.
В реальной жизни многие из людей, которым свойственны вышеперечисленные признаки, все-таки не совершают преступлений. Почему это происходит? Исчерпывающий ответ на сегодняшний день криминология дать пока не может. Но большинство специалистов считают, что в личности преступника проанализированные выше свойства приобретают некую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества — способность совершить преступление. Это качество получило название «криминогенность личности преступника».
В 70—80-е годы были проведены многочисленные исследования отечественных криминологов с целью выявления такой специфической совокупности свойств. Используя метод распознавания образа, на основе большого статистического материала с помощью ЭВМ ученые пришли к выводу, что устойчивый комплекс из более чем 20 признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические, проявляется у 4 из каждых 5 обследованных преступников.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать следующее определение личности преступника: совокупность социально-психологических свойств личности, которая при определенных ситуативных обстоятельствах (или помимо них) приводит к совершению преступления.
Следующим шагом на пути научного осмысления проблемы личности преступника является обобщение и систематизация ее свойств и качеств. Практическое значение вытекающих из теоретического анализа выводов будет существенным, если перейти от понятия «личность преступника» к таким категориям, как «типология личности преступника» и классификация преступников. В конечном счете, деятельность по предупреждению преступности на личностном уровне зависит от разработки типологии личности преступника, которая является основой методики прогнозирования индивидуального поведения и применения, дифференцированных и индивидуализированных мер профилактического и правового воздействия.
Мнемоника, или мнемотехника
Совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию, называется мнемоникой, или мнемотехникой. Возникновение мнемоники связано с первыми наивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника пр ...
Виды рекламного психологического воздействия
Основными видами психологического воздействия являются: информирование, убеждение, внушение, побуждение.
Информирование –
главное ядро рекламного обращения.
Реклама должна убедить потребителя в достоинствах товара, то есть показать преимущества и доказать необходимость его для потребителя. С этой целью используется три группы аргумен ...
Психическое состояние
Во время опроса девочка держится спокойно, уверенно. Внешне опрятна, волосы прибраны, одежда чистая, аккуратная. Поведение упорядоченное. Контакту доступна, общительна. Сознание ясное. Речь с аграмматизмами, словарный запас скудный. Ориентирована в окружающей обстановке, месте и времени. Общая осведомленность скудная, адрес знает не точ ...