Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 2

Достаточно ли ретроспективной оценки личности преступника, когда речь идет о ее криминологическом анализе? В уголовно-правовом аспекте ответ будет по­ложительный. Но для практики предупреждения преступлений большое значение имеет перспективная ха­рактеристика личности преступника. Такая характери­стика может быть получена на основе оценки опреде­ленного соотношения между негативной и позитивной направленностью конкретной личности. Представляется весьма принципиальным подчеркнуть данный вывод: прогноз о возможности совершения в будущем нового преступления должен быть основан на оценке соотношения между негативной и позитивной направленностью личности преступника. Условно говоря, чем боль­ше вектор негативной направленности, тем достовернее вывод о возможности повторного преступления. Вероят­но, что может быть и такое соотношение, когда возмож­ность повторного преступления нулевая. В этом плане еще требуется работа по конкретизации соотношения, но общий вывод состоит в следующем: перспективная ха­рактеристика личности преступника, опирающаяся лишь на ее общественную опасность, является односторонней, а значит, слабовероятной. Констатация вышеуказанного отличия личности пре­ступника от не преступника нуждается в конкретизации. Речь идет о том, что должны быть «индивидуальные но­сители» негативной направленности, иначе говоря, кон­кретные отличительные признаки личности преступни­ка. На статистически значимом уровне их можно обна­ружить на всех «этажах» структуры личности. Многочисленные криминологические исследования и статистические данные показывают, что подавляющее большинство преступников мужчины. Доля женщин колеблется в пределах 10—11%. Однако фактор женско­го пола становится значимым при совершении опреде­ленных видов преступлений. Так, удельный вес жен­щин, совершающих хищения посредством присвоения, растрат, либо путем злоупотребления служебным поло­жением, достигает 40% и, напротив, среди лиц, совер­шающих грабежи и разбои, не превышает 6%.

Возрастная дифференциация преступников показы­вает, что чаще всего совершаются преступления в воз­расте от 25 до 29 лет, затем следуют 18—24, 14—17 и 30—40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 24 лет. Возрастной фак­тор влияет на избирательность преступного поведения. Так в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица после 30 лет преобладают среди тех, кто совершил экономические преступления.

Уровень образования преступников относительно низкий. На фоне всеобщего среднего образования населения в России преступники чаще имеют незаконченное среднее образование. Преступники с высшим образова­нием составляют незначительную долю. Более высокий уровень образования отмечается у должностных пре­ступников, ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство.

Распределение преступников, исходя из их принад­лежности к различным социальным группам, показывает, что доля рабочих составляет достаточно постоянную величину и колеблется около 50%. По сравнению с ней другие социальные группы несопоставимо ниже. Преобладание рабочих среди преступников объясняется не столько самой принадлежностью человека к этой со­циальной группе, сколько предшествовавшими или со­путствующими ему иными признаками, например низ­ким уровнем образования, культурного сознания и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5


Поведенческое направление
Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скинера. Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при помощи целенаправленного воздействия можно ...

Определение переменных, признаков, параметров изучаемого явления
Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений, Аи В. Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями. Первый признак — разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Если исследователь обн ...

Развитие памяти младших школьников с ЗПР как условие полноценного обучения. Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР
Взгляд отечественных психологов и педагогов на психологические проблемы задержки психического развития детей Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний ...