Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 3

Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Брак, семья обладают значительным моральным и социальным мобилизирующим потенциалом. 0тсутствие их влияния на человека закономерно коррели­рует с его преступным поведением.

Отличительным признаком личности преступника яв­ляется уклонение от социально-полезной деятельности (учеба, труд). В среднем около 30% изобличенных пре­ступников, будучи трудоспособными, на момент совер­шения преступления являлись неработающими и не уча­щимися. Наиболее ярко этот признак выражен у корыстных преступников (до 40—50%).

Трудовая деятельность преступников имеет сущест­венные особенности. Как правило, выполняемая работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места ее выполнения, сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т. п.

Современные социально-экономические условия России породили или обострили определенные факторы, де­терминирующие преступность. Речь идет о таких соци­альных последствиях экономической реформы, как без­работица, миграция, национализм и этнические кон­фликты. Безусловно, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне. Поэтому назрела потребность в их криминологическом изучении в качестве самостоя­тельных признаков, характеризующих личность пре­ступника.

Своеобразным заместителем функции социально-по­лезной деятельности у преступников является преступ­ная деятельность, имеющая такие показатели, как ре­цидив, совершение преступления в группе, криминаль­ный профессионализм и некоторые другие. Эта харак­теристика личности преступника варьирует в зависимо­сти от многих моментов, например от возраста совер­шения первого преступления, отбывания наказания в местах лишения свободы, характера преступления.

Уголовная статистика показывает, что среди выяв­ленных преступников около четверти ранее совершили преступление. Примерно 30% из них осуществили пре­ступные действия в группе. Наиболее высок уровень ре­цидива (смешанного) у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилова­ния (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%).

Групповая преступная деятельность наиболее харак­терна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетний преступник чаще всего совершает пре­ступление в составе группы—до 80%.

Особенности личности преступника в нравственно-психологической сфере становятся объектом кримино­логического и статистического анализа, когда речь идет о мотивации преступного поведения и состоянии пре­ступника в момент совершения преступления.

Мотивация преступного поведения не всегда прямо­линейно связана с характером совершенного преступле­ния. Принципиально важным является следующее тре­бование: мотив не должен приписываться личности ис­ходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует «извлекать» из личности. Нельзя исходить из привычных схем: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения.3

Мотивы преступлений взрослых лиц можно классифицировать таким образом: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответствен­ные; 6) трусливо-малодушные (В. В. Лунеев).

С большими трудностями связано обнаружение и изучение неосознаваемых мотивов, наиболее характер­ных для преступлений против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Решить эту за­дачу можно, если воспользоваться специальными мето­диками для выявления и анализа мотивов преступного поведения.4

Страницы: 1 2 3 4 5


Практическое применение
Разработанные в научной школе Семёнова И.Н. рефлексивной психологии и педагогики технологии использования каждого из этих видов в качестве средств культивирования индивидуального, диалогического, полилогического мышления, обеспечивают развитие творческого потенциала личности в условиях как индивидуального самосовершенствования, так и тр ...

Задание № 1. Паспорт учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №172» г.Зеленогорск (МОУ СОШ №172). Дата создания : 1970 год. Адрес: 663690, Красноярский край, г.Зеленогорск, ул.Строителей, д.19, тел.8 (39169) 3-33-89. Расположена в жилом секторе на южной окраине города. Осуществляет свою деятельность на основании : ...

Психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
В Российской Федерации в 1995 году был принят новый Уголовный Кодекс, в соответствии с которым уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а в случаях, специально указанных в статье 20 УК РФ, с четырнадцати лет. Таким образом, законодательно установлено, что уголовной ответственности подлежат и несовершеннолетние. Выделение ...