Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Страница 3

Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Брак, семья обладают значительным моральным и социальным мобилизирующим потенциалом. 0тсутствие их влияния на человека закономерно коррели­рует с его преступным поведением.

Отличительным признаком личности преступника яв­ляется уклонение от социально-полезной деятельности (учеба, труд). В среднем около 30% изобличенных пре­ступников, будучи трудоспособными, на момент совер­шения преступления являлись неработающими и не уча­щимися. Наиболее ярко этот признак выражен у корыстных преступников (до 40—50%).

Трудовая деятельность преступников имеет сущест­венные особенности. Как правило, выполняемая работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места ее выполнения, сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т. п.

Современные социально-экономические условия России породили или обострили определенные факторы, де­терминирующие преступность. Речь идет о таких соци­альных последствиях экономической реформы, как без­работица, миграция, национализм и этнические кон­фликты. Безусловно, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне. Поэтому назрела потребность в их криминологическом изучении в качестве самостоя­тельных признаков, характеризующих личность пре­ступника.

Своеобразным заместителем функции социально-по­лезной деятельности у преступников является преступ­ная деятельность, имеющая такие показатели, как ре­цидив, совершение преступления в группе, криминаль­ный профессионализм и некоторые другие. Эта харак­теристика личности преступника варьирует в зависимо­сти от многих моментов, например от возраста совер­шения первого преступления, отбывания наказания в местах лишения свободы, характера преступления.

Уголовная статистика показывает, что среди выяв­ленных преступников около четверти ранее совершили преступление. Примерно 30% из них осуществили пре­ступные действия в группе. Наиболее высок уровень ре­цидива (смешанного) у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилова­ния (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%).

Групповая преступная деятельность наиболее харак­терна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетний преступник чаще всего совершает пре­ступление в составе группы—до 80%.

Особенности личности преступника в нравственно-психологической сфере становятся объектом кримино­логического и статистического анализа, когда речь идет о мотивации преступного поведения и состоянии пре­ступника в момент совершения преступления.

Мотивация преступного поведения не всегда прямо­линейно связана с характером совершенного преступле­ния. Принципиально важным является следующее тре­бование: мотив не должен приписываться личности ис­ходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует «извлекать» из личности. Нельзя исходить из привычных схем: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения.3

Мотивы преступлений взрослых лиц можно классифицировать таким образом: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответствен­ные; 6) трусливо-малодушные (В. В. Лунеев).

С большими трудностями связано обнаружение и изучение неосознаваемых мотивов, наиболее характер­ных для преступлений против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Решить эту за­дачу можно, если воспользоваться специальными мето­диками для выявления и анализа мотивов преступного поведения.4

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендации для психологов и педагогов
проведение тренингов на позитивное мышление, повышение самооценки; проведение тренингов на конструктивное разрешение проблемных ситуаций; проведение тренингов на коммуникативную компетентность и адаптацию к социуму; просмотр фильмов, посвященных агрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (кинотерапи ...

Материалы опытно –экспериментальной работы. Подготовка материалов контролирующего и формирующего эксперимента.
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в ...

Теоретический анализ психологических особенностей мотивации власти. Место мотивации власти в мотивационной системе личности
Достаточно распространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее укрепить, и тех, кто только ее домогается. Но, очевидно, не следует преувеличивать значение власти к ...