Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное
деяние.Страница 3
Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Брак, семья обладают значительным моральным и социальным мобилизирующим потенциалом. 0тсутствие их влияния на человека закономерно коррелирует с его преступным поведением.
Отличительным признаком личности преступника является уклонение от социально-полезной деятельности (учеба, труд). В среднем около 30% изобличенных преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления являлись неработающими и не учащимися. Наиболее ярко этот признак выражен у корыстных преступников (до 40—50%).
Трудовая деятельность преступников имеет существенные особенности. Как правило, выполняемая работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места ее выполнения, сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т. п.
Современные социально-экономические условия России породили или обострили определенные факторы, детерминирующие преступность. Речь идет о таких социальных последствиях экономической реформы, как безработица, миграция, национализм и этнические конфликты. Безусловно, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне. Поэтому назрела потребность в их криминологическом изучении в качестве самостоятельных признаков, характеризующих личность преступника.
Своеобразным заместителем функции социально-полезной деятельности у преступников является преступная деятельность, имеющая такие показатели, как рецидив, совершение преступления в группе, криминальный профессионализм и некоторые другие. Эта характеристика личности преступника варьирует в зависимости от многих моментов, например от возраста совершения первого преступления, отбывания наказания в местах лишения свободы, характера преступления.
Уголовная статистика показывает, что среди выявленных преступников около четверти ранее совершили преступление. Примерно 30% из них осуществили преступные действия в группе. Наиболее высок уровень рецидива (смешанного) у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%).
Групповая преступная деятельность наиболее характерна для лиц, совершающих разбои (до 70%), кражи, грабежи (до 50%), изнасилования (до 40%). Несовершеннолетний преступник чаще всего совершает преступление в составе группы—до 80%.
Особенности личности преступника в нравственно-психологической сфере становятся объектом криминологического и статистического анализа, когда речь идет о мотивации преступного поведения и состоянии преступника в момент совершения преступления.
Мотивация преступного поведения не всегда прямолинейно связана с характером совершенного преступления. Принципиально важным является следующее требование: мотив не должен приписываться личности исходя лишь из внешних обстоятельств и ситуаций, его следует «извлекать» из личности. Нельзя исходить из привычных схем: корыстное преступление - корыстный мотив, хулиганство — хулиганские побуждения.3
Мотивы преступлений взрослых лиц можно классифицировать таким образом: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные; 6) трусливо-малодушные (В. В. Лунеев).
С большими трудностями связано обнаружение и изучение неосознаваемых мотивов, наиболее характерных для преступлений против личности, общественной безопасности и общественного порядка. Решить эту задачу можно, если воспользоваться специальными методиками для выявления и анализа мотивов преступного поведения.4
Реакции учителя как
причина возникновения стресса
Многие учителя считают возможным реагировать в основном только на промахи учащихся: важной составляющей их ролевого поведения является контроль, цель которого заключается в том, чтобы «поймать» ученика на ошибке, на забывчивости или на невнимании. Учащиеся в свою очередь стараются перехитрить такого учителя, обмануть его, избежать его в ...
Формирование потребностей и их особенности в детском возрасте
Потребности являются первоисточником психической активности ребенка.
Безусловно, человек в детстве испытывает преимущественно физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период — период ...
Анализ методики А.Н. Леонтьева (1931)
Поскольку, основная цель данной курсовой работы состоит в репликации части исследования А.Н. Леонтьева, проведенного более 70 лет назад, то для этого необходимо учитывать все значимые детали процедуры - порядок серий, инструкции, особенности стимульного материала, способы обработки и представления результатов и другое. Однако мы предпол ...

