Материалы » Психологическое консультирование и психотерапия » Факторы, влияющие на выбор стратегии консультирования

Факторы, влияющие на выбор стратегии консультирования

Обобщая рассмотрение психологического консультирования как направления отметим что проведение психологического консультирования имеет существенные различия у разных специалистов. Рассмотрим факторы, влияющие на выбор стратегии консультантом.

1. Особенности самого консультанта а) личностные особенности – пол, возраст, социальный статус, набор жизненных ценностей, личный опыт проживания проблемных ситуаций, уровень самооценки и пр.)

б) методологические и методические предпочтения (к какой научной школе себя относит, какие профессиональные идеи исповедует, какими принципами руководствуется);

в) профессиональный опыт (удачные/неудачные модели профессионального поведения, типы предпочитаемых клиентов и тематические предпочтения, например семейная проблематика, бизнес-консультирование, конфликтология.

2. Особенности клиента:

· Готовность клиента получать психологическую помощь:

· а) его информированность о возможности и специфике консультативного процесса;

· б) активное желание изменений (в себе, в не в других людях)

· в) наличие или отсутствие предыдущего опыта психологической помощи, в случае наличия – ее результативность.

· Зона ожидаемых изменений:

· а) ее величина (разница между Я-реальным и Я-идеальным);

· б) «цена» таких изменений (возможные и неизбежные потери);

· В) ресурсы , средства достижений (в том числе временные и финансовые)

· Качественные признаки проблемы:

· а) место фокусировки напряжения – внутренние (эмоциональные переживания, установки) или внешние (поведение);

· б) длительность напряжения

· в) острота переживания проблемы (острое кризисное состояние или притупленное, хроническое;

· г) контекст проблемы (на фоне чего возникла);

· д) возможное совпадение проблемы клиента с актуальной проблемой консультанта

· Личностные особенности клиента.

Освоение психологического консультирования предполагает серьезную работу будущего специалиста, связанную с развитием соответствующих компетенций (знаний, умений).


Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. Неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. Анатомия взаимодействия в социальной психологии. Подход к взаимодействию в трансактном анализе. Типы взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии. Структура конфликта. Виды конфликта. ...

Упражнения на развитие логики. Все ли утверждения логичны?
Время проведения: 10 мин 1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб. 3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО. 4. Все выпускники медици ...

Развитие и формирование личности.
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А д ...