Факторы, влияющие на выбор стратегии консультирования
Обобщая рассмотрение психологического консультирования как направления отметим что проведение психологического консультирования имеет существенные различия у разных специалистов. Рассмотрим факторы, влияющие на выбор стратегии консультантом.
1. Особенности самого консультанта а) личностные особенности – пол, возраст, социальный статус, набор жизненных ценностей, личный опыт проживания проблемных ситуаций, уровень самооценки и пр.)
б) методологические и методические предпочтения (к какой научной школе себя относит, какие профессиональные идеи исповедует, какими принципами руководствуется);
в) профессиональный опыт (удачные/неудачные модели профессионального поведения, типы предпочитаемых клиентов и тематические предпочтения, например семейная проблематика, бизнес-консультирование, конфликтология.
2. Особенности клиента:
· Готовность клиента получать психологическую помощь:
· а) его информированность о возможности и специфике консультативного процесса;
· б) активное желание изменений (в себе, в не в других людях)
· в) наличие или отсутствие предыдущего опыта психологической помощи, в случае наличия – ее результативность.
· Зона ожидаемых изменений:
· а) ее величина (разница между Я-реальным и Я-идеальным);
· б) «цена» таких изменений (возможные и неизбежные потери);
· В) ресурсы , средства достижений (в том числе временные и финансовые)
· Качественные признаки проблемы:
· а) место фокусировки напряжения – внутренние (эмоциональные переживания, установки) или внешние (поведение);
· б) длительность напряжения
· в) острота переживания проблемы (острое кризисное состояние или притупленное, хроническое;
· г) контекст проблемы (на фоне чего возникла);
· д) возможное совпадение проблемы клиента с актуальной проблемой консультанта
· Личностные особенности клиента.
Освоение психологического консультирования предполагает серьезную работу будущего специалиста, связанную с развитием соответствующих компетенций (знаний, умений).
Профессиональная ориентация учащихся. Современные
методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий.
Анал ...
Психологическая сущность игры дошкольника. Основные
теории игры в психологической литературе
Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.
Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры. ...
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Развивающая работа ориентирована на создание социально- психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей преимущественно средствами преподавания психологических знаний. Психокоррекционная работа ор ...

