Факторы, влияющие на выбор стратегии консультирования
Обобщая рассмотрение психологического консультирования как направления отметим что проведение психологического консультирования имеет существенные различия у разных специалистов. Рассмотрим факторы, влияющие на выбор стратегии консультантом.
1. Особенности самого консультанта а) личностные особенности – пол, возраст, социальный статус, набор жизненных ценностей, личный опыт проживания проблемных ситуаций, уровень самооценки и пр.)
б) методологические и методические предпочтения (к какой научной школе себя относит, какие профессиональные идеи исповедует, какими принципами руководствуется);
в) профессиональный опыт (удачные/неудачные модели профессионального поведения, типы предпочитаемых клиентов и тематические предпочтения, например семейная проблематика, бизнес-консультирование, конфликтология.
2. Особенности клиента:
· Готовность клиента получать психологическую помощь:
· а) его информированность о возможности и специфике консультативного процесса;
· б) активное желание изменений (в себе, в не в других людях)
· в) наличие или отсутствие предыдущего опыта психологической помощи, в случае наличия – ее результативность.
· Зона ожидаемых изменений:
· а) ее величина (разница между Я-реальным и Я-идеальным);
· б) «цена» таких изменений (возможные и неизбежные потери);
· В) ресурсы , средства достижений (в том числе временные и финансовые)
· Качественные признаки проблемы:
· а) место фокусировки напряжения – внутренние (эмоциональные переживания, установки) или внешние (поведение);
· б) длительность напряжения
· в) острота переживания проблемы (острое кризисное состояние или притупленное, хроническое;
· г) контекст проблемы (на фоне чего возникла);
· д) возможное совпадение проблемы клиента с актуальной проблемой консультанта
· Личностные особенности клиента.
Освоение психологического консультирования предполагает серьезную работу будущего специалиста, связанную с развитием соответствующих компетенций (знаний, умений).
Опросник ДРОП
(предваряется инструкцией)
1. Приветлив (а) и доброжелателен(а) со мной.
2. Понимает, какое у меня настроение.
3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
4. Помогает мне, если я его прошу.
5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.
6. Затевает ссоры по пустякам.
7. Уважает мое мнение.
8. Поруча ...
Прием обеспечения интимности ("нам никто не помешает").
При этих словах инициатора общения, у объекта коммуникации создается расположение к другому человеку, появляется определенное отношение открытости. ...
Упражнение «Наблюдательность»
Время проведения: 10 мин
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
предлагается по памяти подробно описать двор, путь из одного кабинета в другой - то, что они видели сотни раз. Такие описания делаются устно, а их одногрупники дополняют пропущенные детали. ...

