Материалы » Психологическое консультирование и психотерапия » Психотерапевтические факторы, по И.Ялому

Психотерапевтические факторы, по И.Ялому
Страница 4

Русский термин «тренинг» является более поздним, чем «тренировка», прямым заимствованием с английского и происходит от «training» сохраняя за собой одно из его значений.

Явление психологического тренинга на Западе возникло в 1950-е годы, когда М. Форверг в своей практике стал использовать новый метод, основанный на ролевых играх с элементами драматизации, названный социально-психологическим тренингом. В настоящее время круг явлений, относимых к психологическому тренингу значительно шире. В то же время не существует общезначимых дефиниций.

И.В. Вачков, проанализировав различные аспекты и понимания тренинга склоняется к следующему его рабочему определению: «…групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».

Н.Ю. Хрящева и С.И. Мокшанов, произведя рассмотрение различных подходов к определению тренинга дают ему следующее толкование: тренинг – это «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с цель гармонизации профессионального и личностного бытия человека» (237, с. 7-8)

Таким образом, психологический тренинг есть вид психологической практики, выражающийся в активных упражнениях по формированию, развитию и совершенствованию психологических навыков и умений. Этим выражается сущность психологического тренинга.

Психодинамический подход в психотерапии представлен теорией и практикой психоанализа З.Фрейда, аналитической психологией Юнга, индивидуальной психотерапией Адлера и т.д. Общим для всех этих теорий является приоритет интереса к внутренним конфликтам, происходящим между отдельными структурными компонентами личности, и механизмами защиты, определяющими особенности освоения человеком социального пространства. Важнейшими положениями являются следующие:

· поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным (влечения, желания, переживания);

· содержание бессознательного стремится быть реализованным, побуждает человека к тем или иным поступкам;

· социум ограничивает человека в реализации желаний;

· нереализованные желания побуждают внутреннее напряжение, пытаются преодолеть цензуру сознания (проявляются в сноведениях, оговорках, фантазиях);

· подавление нереализованных желаний, конфликт влечения и запрета – основная причина психологических проблем вплоть до неврозов;

· при высоком уровне внутреннего конфликта срабатывают психологические защиты - особые формы бессознательной активности, которые позволяют снимать напряжение, иногда искажая смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб позитивному представлению человека о самом себе.

Экзистенциально-гуманистический подход сочетает идеи школ гуманистической психологии Г.Олпорта, А.Маслоу и К.Роджерса, логотерапии В.Франкла, гештальпсихологии. Существенная особенность данного подхода - интерес к здоровой личности.

Здесь причиной возникновения психологических проблем человека признается блокирование проявления его «подлинности», потеря смысла жизни.

В качестве основных задач психотерапии являются:

· Разблокирование внутриличностных ресурсов;

· Интеграция адекватного целостного Я;

· Освобождение творческого потенциала;

· Восстановление аутентичности личности.

В рамках данного подхода широкое распространение получили практики личностного роста практики саморегшуляции. Для практик личностного роста ведущей концепцией является пред­ставление об идеальной, совершенной личности, также различное в разных психологических школах. Сфера личностного роста, личностного и духовного развития и т.п. пред­ставляет собой весьма широкий и разнообразный спектр различных индивидуальных и групповых практик. Определения личностного роста и развития также многообразны и определяются концептуальными основами и объективными предпочтениями, как групп-лидеров, так участников.

Страницы: 1 2 3 4 5


Современные теории личности.
Теория личности А. Адлера — модель теории личности в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувств ...

Расстройства настроения и их мозговые механизмы
Изучение расстройств настроения началось еще в Древней Греции (так, термин «мания» был введен Гиппократом). К настоящему времени различают несколько видов аффективных расстройств. В классификации МКБ-10 выделяются депрессивное расстройство, маниакальное расстройство, биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз). Распростра ...

Результаты исследования в 11а классе шк. № 14
В исследовании принимали участие 24 ученика. После анализа всех ответов мы получили следующие результаты: ЛИДЕР: СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС: указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, полученных от других. ВЫСОКИЙ ...