Материалы » Психологическое консультирование и психотерапия » Психотерапевтические факторы, по И.Ялому

Психотерапевтические факторы, по И.Ялому
Страница 2

4. Альтруизм. Многие, приходящие в группы в самом начале убеждены, что им нечего давать другим, они привыкли смотреть на себя как на ненужных и неинтересных ни для кого. Постепенно здесь они становятся друг для друга источником поддержки и утешения, дают советы, способствуют инсайтам, они разделяют друг с другом проблемы. Расставаясь с группой по завершении ее работы, они благодарят друг друга за то участие, которое каждый принимал в отношении друг друга.

5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы. (иными словами, коррекция неконструктивного опыта проживания в семейной группе конструктивным, полученным в условиях терапевтической группы). Большинство пациентов, как правило, имеет в прошлом чрезвычайно неудовлетворительный опыт, полученный в первичной группе – семье. Терапевтическая группа во многих аспектах напоминает семью: в ней также присутствуют авторитетные родительские фигуры, равные друг другу сиблинги, глубокие личностные отношения, сильные эмоции и глубокая близость наравне с враждебностью и соперничеством. На практике группы психотерапии зачастую ведут два терапевта – мужчина и женщина – в намеренной попытке имитировать родительскую семью. Все это позволяет приобрести конструктивный опыт переживаний «семейной группы».

6. Развитие навыков социализации. Развитие базовых социальных умений – является терапевтическим фактором, действующим во всех терапевтических группах, хотя природа преподаваемых навыков и степень открытости процесса обучения значительно варьируется. В зависимости от типа групповой терапии. Иногда делается явный упор на развитии социальных навыков (в поведенческой терапии). В подобных случаях участников группы просят проигрывать роль – как они приходят к потенциальному работодателю или назначают кому-нибудь свидание.

В группах динамической терапии, где одно из правил поощряет открытую обратную связь, ее участники могут получить значимую для себя информацию о своем неадаптивном поведении (о привычке отводить взгляд в сторону, о жестком взгляде, о надменной манере держать себя, которая отталкивает других).

7. Имитационное поведение. Наблюдение за поведением других – так называемая терапия зрителя - благоприятно сказывается на состоянии клиентов. На протяжении терапии ее участники имеют возможность примерять на себя различные поведенческие модели.

8. Межличностное (интерперсональное) научение. И.Ялом описывает следующий механизм действия данного фактора:

Участники группы, благодаря обратной связи от других пациентов и самонаблюдению, приходят к осознанию существенных аспектов своего межличностного поведения: своих сил, своих ограничений, своих межличностных искажений и неадаптивного поведения, вызывающего нежелательную реакцию со стороны окружающих людей.

Обычно, человек, у которого за плечами множество конфликтных отношений и который вследствие этого страдает от отверждения со стороны окружающих, ощущая общую внутреннюю свою незащищенность, не получает от окружающих обратную связь, для работы над собой. У него формируется образ себя как целиком неприемлемой личности.

Терапевтическая группа, с присущим ей поощрением точной обратной связи, делает возможным такому человеку получение обратной связи. Здесь происходит:

А. Выявление патологии: член группы проявляет свойственное ему или ей поведение.

Б. Благодаря обратной связи и самонаблюдению, пациенты:

1) лучше фиксирую свое собственное поведение;

2) оценивают влияние этого поведения на а) чувства других; б) мнения, которые складываются о них у окружающих; в) мнение, которое они имеет о самих себе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы
Исходя из полученных данных был проведен контрольный эксперимент, целью которого является установление истинности выдвинутой гипотезы. Проводились следующие методики: 1. Методика "Диагностика природной памяти" Для начала нужно определить продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти ребенка. Это можно сделат ...

Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов.
Обратим внимание на тот факт, что в реальной практике общения соотношение сознательных и бессознательных феноменов проявления психического особое. В рамках вышеназванных функций общения, при осуществлении приема-передачи информации, реализации управленческих функций и обмена в эмоциональной сфере, значимость бессознательного компонента ...

Мысль как единица мышления.
Мышление представлено субъекту не только в форме его результата-мысли, но и в форме процесса. Процесс мышления субъективно хорошо знаком каждому, однако субъективное – не всегда достоверное, поэтому для раскрытия этапов этого процесса , а также характера производимых при этом операций потребовались специальные исследования. Основной ха ...