Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи

Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи
Страница 1

Оказание молодым помощи в профессиональном самоопределении, освоении профессии, переходе от учёбы к самостоятельному труду, профессиональной подготовке и переподготовке в системе службы занятости происходит в России в условиях осуществления реформ и во многом зависит от них. Речь идёт об изменении идеологических ориентиров на возрождение, развитие принципов гуманизма, приоритетности общечеловеческих и национальных российских ценностей, о постановке в центр внимания интересов и потребностей личности. Экономическим базисом этого выступают структурная перестройка и многоукладность экономики, создание конкурентной рыночной сферы, в том числе рынка труда и профессий, укрепление и развитие производственной сферы при использовании различных форм собственности, развитие предпринимательства и т.п.

Профессиональное самоопределение молодёжи – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ самореализации, достигаемые благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональное самоопределение молодёжи протекает на протяжении всего жизненного и трудового пути человека и поэтому может рассматриваться как важная составная часть жизненного самоопределения.

Таким образом, теоретические основы профессионального самоопределения молодежи рассматриваются во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности, опосредованностью внешних воздействий на личность через внутренние условия ее деятельности, самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг, профессиональным становлением личности, активной позицией человека по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств /3/.

При общем внимании психологов и педагогов к проблеме самоопределения личности проблема профессионального самоопределения молодёжи актуализировалась лишь в последние годы. Десятилетиями вся совокупность вопросов, связанных с выбором профессии и места в трудовой сфере, разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиции доминирующей установки не на личность, а на социальный заказ, на профессиональную среду. Поэтому распространение получила в основном идея профессиональной ориентации, а не профессионального самоопределения молодёжи. Однако отечественная и зарубежная теория и практика профессиональной ориентации сыграли большую роль в изменении концептуального взгляда на оказание помощи учащимися в выборе жизненного, в том числе профессионального пути и применяемого при этом инструментария.

Профессиональное самоопределение молодёжи – это многоаспектный процесс. При его изучении и реализации применяются, прежде всего, следующие подходы: социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический. В зависимости от подхода профессиональное самоопределение рассматривается соответственно как серия задач, которые ставят общество перед личностью; процесс поэтапного принятия решений личностью, который можно использовать для согласования её предпочтений с потребностями общества; процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение молодёжи осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности – профессиональной ориентации.

Большую роль в этом играет равноправное взаимодействие личности и общественных структур. В системе профессионального самоопределения молодёжи можно выделить общенаучную и научно-методическую подготовку, а также организационно-управленческое обеспечение.

Профессиональное самоуправление молодёжи осуществляется в процессе преподавания основ наук, в результате экономической, трудовой и профессиональной подготовки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Надежность тестовых заданий
Теоретическая справка Под надежностью теста понимается степень точности, с которой тест измеряет определенное свойство или качество. Надежность теста – это характеристика точности его как измерительного инструмента, его устойчивость к действию помех (как внешних, так и внутренних). Эмпирическое определение надежности теста является обя ...

Перечень возможных причин
Время проведения: 10 мин Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать ...

Деятельность. Понятие и строение человеческой деятельности.
Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные ...