Теоретический обзор по профориентационной работе и
языкам программирования. Профессиональное
самоопределение личности. Основные этапы
профессионального самоопределения молодёжиСтраница 3
3) Выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.
4) Освоение нравственности и морали.
В данный период жизни человек решает вопросы: кем? каким? с кем?
В 16-18 лет у человека происходит завершение детства, наступает гражданское и политическое самоопределение. В этом возрасте происходит формирование способностей в деятельности (учебной или трудовой). У человека имеются задатки, для реализации которых деятельность необходима.
Следующий этап жизни (18–25 лет) – это начало самостоятельной взрослой жизни. Для него характерно завершение духовной и социальной зрелости, появление профессионального опыта, завершение профессионального самоопределения. И человек, как бы пропустивший предыдущий этап, оказывается не готовым к решению проблем следующего этапа жизни.
Итак, одним из важнейших психологических новообразований ранней юности является выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.
Выделяют несколько уровней профессионального самоопределения (см. таблицу 1.1.1).
Таблица 1.1.1 - Уровни развития профессионального самоопределения
Уровни развития профессионального самоопределения |
Этапы профессионализма | ||||
Школь - ники |
Абитуриен-ты |
Студен-ты |
Взрослые работающие специалисты |
Безработ- ные | |
1.Формирование готовности к самоопределению |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
2.Конкретный профессиональный выбор |
+ |
++ |
+ |
+ |
++ |
3.Освоение профессии и уточнение специализации в ходе учёбы |
++ |
+ |
++ | ||
4.Самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы |
++ |
++ | |||
5.Освоение смежных и новых профессий |
++ - уровень характерен и актуален для данного этапа;
+ - уровень лишь частично характерен и актуален для данного этапа – как возможно, но не как закономерность.
Анализ таблицы 1.1.1 показывает, какую огромную психологическую нагрузку в части профессионального самоопределения получает безработный. Человек, не прошедший со школьной скамьи обязательные этапы самоопределения, не готов к решению столь сложных задач в период, когда он оказывается безработным.
Старшеклассники в большой степени озабочены успеваемостью в школе и большими конкурсами при поступлении на учебу. Это свидетельствует о том, что на рынке труда все более востребованными становятся знания, и взрослеющий человек осознаёт это. Для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. При большом конкурсе в образовательных учреждениях на престижные профессии шансы выпускников со слабой образовательной подготовкой значительно уменьшаются, и это хорошо понимают сами выпускники.
Основные процессы памяти и её виды
Память представляет собой сложную психическую деятельность. В структуре памяти различают такие процессы, как запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение).
Запоминание – это процесс запечатления и закрепления в сознании образов, которые возникают под влиянием различных предметов и явлений действительно ...
Занятие 10-е. Тема: "Умение хоронить свои потери".
Цель — ознакомить группу со стадиями процесса отреагирования на утрату и обсудить на примерах из жизни присутствующих продуктивные и непродуктивные стороны этого процесса.
Мы все сталкиваемся с различными утратами в разных областях жизни. Оплакивание утрат, процесс отреагирования на печальное событие может быть как здоровым, так и незд ...
Разделение учащихся на
потоки как причина возникновения стресса
Во многих школах учащихся разделяют на потоки по способностям. Насколько это целесообразно? В обзоре исследований, посвященных анализу последствий такой практики в начальной школе, Экленд (1973) указывает, что, по мнению ее противников, неоднородное группирование учащихся приводит к формированию у всех детей более высокой самооценки. Те ...