Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи

Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи
Страница 3

3) Выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.

4) Освоение нравственности и морали.

В данный период жизни человек решает вопросы: кем? каким? с кем?

В 16-18 лет у человека происходит завершение детства, наступает гражданское и политическое самоопределение. В этом возрасте происходит формирование способностей в деятельности (учебной или трудовой). У человека имеются задатки, для реализации которых деятельность необходима.

Следующий этап жизни (18–25 лет) – это начало самостоятельной взрослой жизни. Для него характерно завершение духовной и социальной зрелости, появление профессионального опыта, завершение профессионального самоопределения. И человек, как бы пропустивший предыдущий этап, оказывается не готовым к решению проблем следующего этапа жизни.

Итак, одним из важнейших психологических новообразований ранней юности является выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.

Выделяют несколько уровней профессионального самоопределения (см. таблицу 1.1.1).

Таблица 1.1.1 - Уровни развития профессионального самоопределения

Уровни развития профессионального самоопределения

Этапы профессионализма

Школь -

ники

Абитуриен-ты

Студен-ты

Взрослые работающие специалисты

Безработ-

ные

1.Формирование готовности к самоопределению

++

+

+

+

++

2.Конкретный профессиональный выбор

+

++

+

+

++

3.Освоение профессии и уточнение специализации в ходе учёбы

++

+

++

4.Самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы

++

++

5.Освоение смежных и новых профессий

++ - уровень характерен и актуален для данного этапа;

+ - уровень лишь частично характерен и актуален для данного этапа – как возможно, но не как закономерность.

Анализ таблицы 1.1.1 показывает, какую огромную психологическую нагрузку в части профессионального самоопределения получает безработный. Человек, не прошедший со школьной скамьи обязательные этапы самоопределения, не готов к решению столь сложных задач в период, когда он оказывается безработным.

Старшеклассники в большой степени озабочены успеваемостью в школе и большими конкурсами при поступлении на учебу. Это свидетельствует о том, что на рынке труда все более востребованными становятся знания, и взрослеющий человек осознаёт это. Для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. При большом конкурсе в образовательных учреждениях на престижные профессии шансы выпускников со слабой образовательной подготовкой значительно уменьшаются, и это хорошо понимают сами выпускники.

Страницы: 1 2 3 4 5


Пропущенные буквы
Время проведения: 10 мин Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово). Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, ...

Коррекция девиантного поведения. Описание процедуры исследования
Исследование проводилось на воспитанниках социально-реабилитационного центра, в возрасте 10-14 лет, количество испытуемых - 10 человек. Для диагностики девиантного поведения использовался тест эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер). Данные методики позволяют определить, ...

Характеристика контингента испытуемых: социально-психологический портрет лиц, совершивших правонарушение и условно осужденных.
Мы исследовали 35 условно осужденных мужчин в возрасте от 35 до 50 лет. Из них 15 человек женаты, 9 человек не женаты, 8 – разведены и 3 находятся в гражданском браке, то есть законно отношения не оформлены, но проживают с сожительницей. Без работы 7 человек, 8 человек работают, но официально не оформлены, 13 человек разнорабочие, а 7 ...