Теоретический обзор по профориентационной работе и
языкам программирования. Профессиональное
самоопределение личности. Основные этапы
профессионального самоопределения молодёжиСтраница 3
3) Выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.
4) Освоение нравственности и морали.
В данный период жизни человек решает вопросы: кем? каким? с кем?
В 16-18 лет у человека происходит завершение детства, наступает гражданское и политическое самоопределение. В этом возрасте происходит формирование способностей в деятельности (учебной или трудовой). У человека имеются задатки, для реализации которых деятельность необходима.
Следующий этап жизни (18–25 лет) – это начало самостоятельной взрослой жизни. Для него характерно завершение духовной и социальной зрелости, появление профессионального опыта, завершение профессионального самоопределения. И человек, как бы пропустивший предыдущий этап, оказывается не готовым к решению проблем следующего этапа жизни.
Итак, одним из важнейших психологических новообразований ранней юности является выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.
Выделяют несколько уровней профессионального самоопределения (см. таблицу 1.1.1).
Таблица 1.1.1 - Уровни развития профессионального самоопределения
|
Уровни развития профессионального самоопределения |
Этапы профессионализма | ||||
|
Школь - ники |
Абитуриен-ты |
Студен-ты |
Взрослые работающие специалисты |
Безработ- ные | |
|
1.Формирование готовности к самоопределению |
++ |
+ |
+ |
+ |
++ |
|
2.Конкретный профессиональный выбор |
+ |
++ |
+ |
+ |
++ |
|
3.Освоение профессии и уточнение специализации в ходе учёбы |
++ |
+ |
++ | ||
|
4.Самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы |
++ |
++ | |||
|
5.Освоение смежных и новых профессий | |||||
++ - уровень характерен и актуален для данного этапа;
+ - уровень лишь частично характерен и актуален для данного этапа – как возможно, но не как закономерность.
Анализ таблицы 1.1.1 показывает, какую огромную психологическую нагрузку в части профессионального самоопределения получает безработный. Человек, не прошедший со школьной скамьи обязательные этапы самоопределения, не готов к решению столь сложных задач в период, когда он оказывается безработным.
Старшеклассники в большой степени озабочены успеваемостью в школе и большими конкурсами при поступлении на учебу. Это свидетельствует о том, что на рынке труда все более востребованными становятся знания, и взрослеющий человек осознаёт это. Для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. При большом конкурсе в образовательных учреждениях на престижные профессии шансы выпускников со слабой образовательной подготовкой значительно уменьшаются, и это хорошо понимают сами выпускники.
Выводы
В проведенном эмпирическом исследовании приняло участие 12 студентов ТМК 312 группы, II бригады, в возрасте от 19 до 21 года. Исследование проводилось с 1 по 3 апреля 2009 года.
Испытуемым была предложена методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности. Данная методика помогает определить ведущие потребно ...
Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога
Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун и Н.С. Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, ада ...
Классификация состояний по степени тяжести РДА
Выделят 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
1. полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: ...

