Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи

Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи
Страница 3

3) Выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.

4) Освоение нравственности и морали.

В данный период жизни человек решает вопросы: кем? каким? с кем?

В 16-18 лет у человека происходит завершение детства, наступает гражданское и политическое самоопределение. В этом возрасте происходит формирование способностей в деятельности (учебной или трудовой). У человека имеются задатки, для реализации которых деятельность необходима.

Следующий этап жизни (18–25 лет) – это начало самостоятельной взрослой жизни. Для него характерно завершение духовной и социальной зрелости, появление профессионального опыта, завершение профессионального самоопределения. И человек, как бы пропустивший предыдущий этап, оказывается не готовым к решению проблем следующего этапа жизни.

Итак, одним из важнейших психологических новообразований ранней юности является выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план.

Выделяют несколько уровней профессионального самоопределения (см. таблицу 1.1.1).

Таблица 1.1.1 - Уровни развития профессионального самоопределения

Уровни развития профессионального самоопределения

Этапы профессионализма

Школь -

ники

Абитуриен-ты

Студен-ты

Взрослые работающие специалисты

Безработ-

ные

1.Формирование готовности к самоопределению

++

+

+

+

++

2.Конкретный профессиональный выбор

+

++

+

+

++

3.Освоение профессии и уточнение специализации в ходе учёбы

++

+

++

4.Самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы

++

++

5.Освоение смежных и новых профессий

++ - уровень характерен и актуален для данного этапа;

+ - уровень лишь частично характерен и актуален для данного этапа – как возможно, но не как закономерность.

Анализ таблицы 1.1.1 показывает, какую огромную психологическую нагрузку в части профессионального самоопределения получает безработный. Человек, не прошедший со школьной скамьи обязательные этапы самоопределения, не готов к решению столь сложных задач в период, когда он оказывается безработным.

Старшеклассники в большой степени озабочены успеваемостью в школе и большими конкурсами при поступлении на учебу. Это свидетельствует о том, что на рынке труда все более востребованными становятся знания, и взрослеющий человек осознаёт это. Для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. При большом конкурсе в образовательных учреждениях на престижные профессии шансы выпускников со слабой образовательной подготовкой значительно уменьшаются, и это хорошо понимают сами выпускники.

Страницы: 1 2 3 4 5


Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомого (неизвестного). Понимание того, что именно непонятно в данной ситуации, «понимание непонятности», ...

Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга р ...

Нейрофизиологические механизмы элементарной рассудочной деятельности
Первое положение. Большой объём мозга создаёт больше возможностей для упорядоченности его функций. По сути - это общий принцип системной организации, полагающий, что в системах с большим количеством элементов создаётся больше предпосылок для качественного наращивания организации. В приложении к биологии он был впервые сформулирован физ ...