Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи

Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Профессиональное самоопределение личности. Основные этапы профессионального самоопределения молодёжи
Страница 5

В соответствии с приоритетным запросом школьников на первый план выходит первичная профподготовка по общим трудовым, технологическим и экономическим основам современных профессий, подготовка по профилям «Хозяин дома», «Хозяйка дома», «Экономическая культура».

Учащихся особенно не устраивает утрата школой и УПК некогда важной роли в сборе и пропаганде информации о различных профессиях, учебных заведениях, предприятиях и фирмах города, района, о ситуации на рынке труда.

Жизненные планы молодежи – явление сложное и многогранное. Применительно к выпускнику школы можно выделить два направления: продолжение учебы и начало работы. Как показали исследования, подавляющее большинство (85%) намерено продолжить учебу, 10% планируют идти работать, остальные – затруднились с определенным ответом.

Ориентация большинства выпускников школ на дальнейшую учебу чаще выступает как бы формой «отложенного спроса» на работу и трудоустройство. При этом возможность трудоустройства в перспективе, его гарантированность, характер будущего места работы становятся для многих молодых людей жизненно значимыми ценностями /5/.

Условно можно выделить основные этапы профессионального самоопределения молодёжи:

1) Дошкольный у детей зарождается положительное отношение к людям труда и их знаниям, то есть к профессиональному миру, формируются элементарные трудовые умения в доступных видах деятельности.

2) Пропедевтический у детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, появляется добросовестное отношение к труду, интерес к профессиям родителей. Детям данного возраста следует давать систематизированные знания о мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

3) У подростка основным новообразованием является общественно полезная деятельность. Возникают профессиональные намерения, подростки начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии.

Для того чтобы все эти виды деятельности были максимально приближены к будущей профессии, необходимо прививать школьникам конкретные умения и навыки в избираемой профессии.

4) У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное самоопределение. Создаются условия для самостоятельного и активного поиска ответов на вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?», «Где дальше учиться?». Молодые люди направляют свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связанны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с будущей профессией.

Одновременно им необходимо оказывать помощь в изучении научных основ выбора профессии, овладении методиками диагностики и самодиагностики.

Таким образом, на разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим профориентация школьников в соответствии с возрастными особенностями, даёт возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения /6/.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Упражнение «Мой день Рождения»
Время проведения: 10 мин Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания. Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рожден ...

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии
Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н. Карицкий следует деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, про ...

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, обществе ...