Теоретический обзор по профориентационной работе и
языкам программирования. Профессиональное
самоопределение личности. Основные этапы
профессионального самоопределения молодёжиСтраница 4
По результатам анкетирования, проведенного в г. Красноярске сотрудниками кафедры социологии в 1999 г., можно определенно сказать, что большая часть старшеклассников к моменту окончания школы уже определилась с выбором будущей профессии, в то время как учащиеся 8-х классов затрудняются с ответом.
Таблица 1.1.2 - Профессиональные предпочтения учащихся старших классов школ г. Красноярска (количество опрошенных – 142 чел.)
ПРОФЕССИЯ |
Возможный выбор |
Желаемый выбор |
К числу опрошенных в % | ||
Юрист Экономист Бухгалтер Автомеханик Парикмахер Продавец Программист |
18,5 13,4 11,2 9,8 5,6 4,2 4,2 |
15,5 2,1 8,4 9,8 5.6 1,5 4,2 |
Из таблицы 1.1.2 видно, что предпочтение ребят, отражая индивидуально-групповое разнообразие, находятся в русле общецивилизованных и общефедеральных процессов.
Выбор школьником профессии обусловлен многими обстоятельствами. Даже когда этот выбор делается самостоятельно. На подростка влияет его предшествующий опыт (учебный и, в самое последнее время все чаще, трудовой), воздействуют мнения и советы родителей и родных и др. Поэтому самостоятельность выбора, обычно подчеркиваемая многими старшеклассниками, это скорее социально-психологический феномен (демонстрация автономности и независимости молодого человека), чем реальный факт (см. таблицу 1.1.3).
Таблица 1.1.3 – Факторы, ограничивающие возможный профессиональный выбор учащихся г. Красноярска (в % к числу опрашиваемых)
№ п/п |
Препятствия |
% |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Успеваемость в школе Большой конкурс при поступлении на учебу Отсутствие в городе необходимого образовательного учреждения Финансовые трудности Невозможность устроится на работу по выбранной профессии Низкая заработная плата у этих специалистов Мнение родителей и родственников Состояние здоровья Мнение друзей, сверстников Другие |
32,2 30,8 14,0 11,2 9,8 8,4 7,0 4,2 4,2 1,4 |
Таблица 1.1.3 показывает, что для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью.
В современных условиях имеет мало шансов на успех абстрактная, не персонифицированная, не связанная с индивидуальными личными способностями и интересами каждого старшеклассника и, тем более, проводимая в назидательно-директивном тоне пропаганда профессий. Сохранение и даже поддержание иллюзии самостоятельного выбора – не обман молодого человека, а отклик на его социально-психологический настрой.
Профориентационную работу нужно активно вести и среди родителей, учитывая их влияние на профессиональное самоопределение своих детей.
Выбор будущей профессии усиливает ориентацию школьников на специализацию и дифференциацию обучения, что начинает расходиться с традиционными установками школы на общее образование.
Очевидно, выражено стремление школьников к овладению не конкретной профессией традиционного образца, а к приобретению разнообразных практических умений и навыков, которые пригодятся в любой профессии и вообще в жизни. Сюда, по мнению учащихся, относятся: умение работать на компьютере, водить автомобиль, шить, вязать, готовить, вести себя в обществе и т.д
Что это такое?
Время проведения: 10 мин
Проявите свои креативные способности. Придумайте 3-5 различных вариантов описания того, что изображено на рисунке. ...
Проблема изучения долговременных эффектов,
сохранение эффектов СПТ
Многие авторы указывают проблему определения и изучения долговременного эффеков СПТ как одну из важных и интересных проблем в рамках развития группового движения. Но, к сожалению, в силу многочисленных трудностей исследования в данной области практически не велись.
"Данных о соотношении кратковременного и долговременного эффекта С ...
Виды расстройств пищевого поведения
К расстройствам пищевого поведения относят нервную анорексия, нервную булимию, компульсивное переедание, патологическое срыгивание.
По данным западных психиатров расстройствами пищевого поведения страдает 4% женщин в возрасте от 14 до 20 лет. У мужчин такие расстройства встречаются значительно реже.
В подростковом возрасте часто отмеч ...