Половое воспитание как фактор обретения идентичности
Страница 1

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и через это устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем – роли не только мужчины и женщины, но мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно – моральными принципами гигиеническими требованиями.

Для осуществления этих задач необходимо формирование у самих воспитателей и родителей правильного отношения к вопросам пола. Основой этого должны быть психолого-педагогические, психологические и морально-этические принципы, также знание возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и молодежи, правил личной гигиены, организации рационального питания и режима учебы, труда и отдыха. Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом правильные сведение о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Хорошо поставленная работа по их разъяснению призвана предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения, помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить и оптимизировать связанные с ней переживания, не только подготовить к новому развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предотвратить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

Важную психологическую задачу составляет и предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания. Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений.

Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Г.С.Васильченко в своей схеме формирования пола у человека (1977) характеризует первые пять уровней полового развития (I-V) как физические детерминанты, обуславливающие саму половую принадлежность, а последующие уровни (VI-IX) как «определение формы поведения».

Уже на ранних этапах (с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни) происходит устойчивая дифференцировка механизмов гипоталамуса по мужскому или женскому типу, определяющая последовательность и наследственность сексуального развития в будущем. Вместе с тем, в сексуальной идентификации личности, в определении реального наследования мужской или женской дифференцировки, и, тем более, в формировании морально-нравственной сексуальной позиции ведущую роль играет воспитание. Лишь объединенные в рамках системного подхода, а не взятые в отдельности, эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является интегральным результатом действия биологических и социально-психологических детерминант.

В индивидуальном развитии пола особо выделяется пубертатный период. До его начала не удается обнаружить различий в количестве андрогенов и эстрогенов. Начиная с 7-летнего возраста регистрируется нарастание секреции эстрогенов, позже преобладающее у девочек, а к 8-10 годам возрастает, особенно у мальчиков, продукция андрогенов. Эти изменения гормональной регуляции обусловлены влиянием гипоталамуса, гипофиза и других желез внутренней секреции. Достижение регулярной гонадной активности в развитии пола знаменуется у девочек началом менструаций, а у мальчиков – поллюциями. Начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительным колебаниям (у мальчиков – от 13-15 до 17-19, а у девочек – от 11-13 до 15-17 лет).

В рамках полового созревания ярко отражается акселерация. Фактически ребенок, соответствующий установившимся представлениям о возрастных нормах, может выглядеть отстающим по сравнению с акселерированными сверстниками и, что не менее важно, именно так воспринимать себя и восприниматься другими. В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением личностной и социальной зрелости. Социальный статус большинства современных подростков 15-16 лет, соответствующих по физиологическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах прошлого века, остается в лучшем случае неизменным.

Определение пола первоначально производится акушером на основании внешнего вида гениталий новорожденного (так называемый акушерский пол). Предопределенный биологически, он вызывает соответствующие реакции у окружающих, которые проявляются, например, уже в выборе цвета белья для новорожденного, в отношении отца и матери к ребенку. Отнесение ребенка к тому или иному полу формирует у родителей и окружающих определенные экспектации, которые, наряду с созданием у ребенка образа собственного тела, приводят к первичной половой идентификации: ребенок называет себя мальчиком или девочкой, не отдавая себе еще отчета ни в стоящих за этим анатомо-физиологических особенностях, ни в будущей предуготованной связи с положительной ролью.

Страницы: 1 2 3 4


Подбор методов и методик исследования
Обратимся к множеству психологических эмпирических методов и рассмотрим их с позиций общенаучных критериев, предъявляемых к организации исследования. Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, кв ...

Заключение.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умени ...

Методы лечения нервных расстройств питания
Процесс выздоровления сложен и болезненен. В первую очередь необходимо перешагнуть через страх и неуверенность в поисках помощи. Бороться в одиночку намного сложнее. Советы американских специалистов: 1. Ешьте цельные продукты, в частности зерно или бобы. Чем больше рафинированных продуктов мы едим, тем больше хочется есть. Не обязател ...