Основные направления в работе психолога » Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии

Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н. Карицкий следует деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, процесс деятельности и ее результатом, а также потребность, мотив, предмет деятельности, действия, задачи, операции, психофизиологические механизмы). Данная схема используется при анализе психологических практик.

Дадим небольшие пояснения. Категории субъект и объект являются общенаучными. Субъект – тот, кто совершает активность, деятельность и организует ее. Объект – то, на что направлена активность, деятельность.

Всякая практика, пишет И.Н. Карицкий, является деятельностью. Логическим основанием для вычленения практической деятельности обычно является разделение деятельности на духовную (нематериальную) и материальную.

По характеру связи между субъектом и объектом деятельность может быть разделена на практическую (воздействие) и познавательную (восприятие). Момент воздействия субъекта на объект, если он является ведущим, конструирует деятельность как практическую. Момент отражения объекта в субъекте, если он составляет основное содержание деятельности, определяет ее как познавательную (рис.1).

Педагогическая, политическая, управленческая, рекламная, журналистская, художественная, психотерапевтическая, психопрактическая деятельности являются практическими, т.к. ведущим моментом в каждой из них является воздействие субъекта на объект, его преобразование или изменение поведения и деятельности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие личности школьника и студента, их воспитание и образование. Журналистская формирует мнение. Возбуждает интерес, вводит в круг общественного достояния новые факты. Художественная деятельность создает новые смыслы, идеалы, представления, воздействуя ими на общественное сознание. Психотерапевтическая и психопрактическая деятельность направлена на преобразование внутриличностных связей и межличностных отношений, а также при необходимости работу с внеличностным психическим содержанием.

В отличие от них научная деятельность (если брать ее прикладной аспект) по преимуществу является познавательной, в ней познавательная составляющая превалирует над преобразованием предмета познания.

Таким образом, практика (практическая деятельность) в самом общем виде может быть определена как и деятельность, направленная на воздействие на объект и его изменение. Это воздействие на объект осуществляется путем выделения его предметной стороны, которая становится предметом деятельности. Практика является социальной, сознательной, субъектно-активной, целенаправленной, поскольку таковы характеристики человеческой деятельности. Подчиненным моментом практики является ее познавательный аспект, который выполняет ориентировочную и контрольную функции практической деятельности. Общая структура деятельности является также и общей структурой практики.


Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
Функции социальной психологии в обществе. Практическая ориентация социальной психологии на современном этапе развития российского общества. Социальная психология в промышленном производстве. Исследования психологических проблем промышленного производства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Проблемы формирования промышле ...

Анализ данных, полученных комплексом вспомогательных методов исследования
Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик) и метод цветовых выборов (модифицированный вариант цветового теста М. Люшера) позволили изучить специфику проявления стереотипов межличностного взаимодействия супругов в ситуации семейного конфликта и ее связь с качествами личности испытуемых. Обобщенная характ ...

Прием нейтрализации настороженности, успокоение партнера (умение критиковать, спорить).
Умение критиковать является одним из основных элементов общения руководителя. Сама по себе критика является довольно болезненным элементом воздействия на подчиненного. Критика направлена на изменение какой-то составляющей в структуре личности подчиненного, а личность структура довольно статичная и подобное воздействие воспринимает болез ...