Основные направления в работе психолога » Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии

Методологические основания рассмотрения практико-ориентированной и научной психологии

Методология – учение о методе познания. Методология является фундаментом познания. Рассматривая методологические основания психологии как деятельности, И.Н. Карицкий следует деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и использует схему деятельности (в структуре которой вычленяются: субъект и объект деятельности, цель, средства, условия, процесс деятельности и ее результатом, а также потребность, мотив, предмет деятельности, действия, задачи, операции, психофизиологические механизмы). Данная схема используется при анализе психологических практик.

Дадим небольшие пояснения. Категории субъект и объект являются общенаучными. Субъект – тот, кто совершает активность, деятельность и организует ее. Объект – то, на что направлена активность, деятельность.

Всякая практика, пишет И.Н. Карицкий, является деятельностью. Логическим основанием для вычленения практической деятельности обычно является разделение деятельности на духовную (нематериальную) и материальную.

По характеру связи между субъектом и объектом деятельность может быть разделена на практическую (воздействие) и познавательную (восприятие). Момент воздействия субъекта на объект, если он является ведущим, конструирует деятельность как практическую. Момент отражения объекта в субъекте, если он составляет основное содержание деятельности, определяет ее как познавательную (рис.1).

Педагогическая, политическая, управленческая, рекламная, журналистская, художественная, психотерапевтическая, психопрактическая деятельности являются практическими, т.к. ведущим моментом в каждой из них является воздействие субъекта на объект, его преобразование или изменение поведения и деятельности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие личности школьника и студента, их воспитание и образование. Журналистская формирует мнение. Возбуждает интерес, вводит в круг общественного достояния новые факты. Художественная деятельность создает новые смыслы, идеалы, представления, воздействуя ими на общественное сознание. Психотерапевтическая и психопрактическая деятельность направлена на преобразование внутриличностных связей и межличностных отношений, а также при необходимости работу с внеличностным психическим содержанием.

В отличие от них научная деятельность (если брать ее прикладной аспект) по преимуществу является познавательной, в ней познавательная составляющая превалирует над преобразованием предмета познания.

Таким образом, практика (практическая деятельность) в самом общем виде может быть определена как и деятельность, направленная на воздействие на объект и его изменение. Это воздействие на объект осуществляется путем выделения его предметной стороны, которая становится предметом деятельности. Практика является социальной, сознательной, субъектно-активной, целенаправленной, поскольку таковы характеристики человеческой деятельности. Подчиненным моментом практики является ее познавательный аспект, который выполняет ориентировочную и контрольную функции практической деятельности. Общая структура деятельности является также и общей структурой практики.


Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".
Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом. После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полез ...

Имаго – метод
Имаго – метод (от лат. «imago» – образ) – метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммун ...

Темперамент: понятие, теории
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - это индивидуа ...