Материалы » Условия профессионального и личного роста » Влияние коммуникативных процессов и любительской деятельности на всестороннее развитие личности

Влияние коммуникативных процессов и любительской деятельности на всестороннее развитие личности
Страница 1

Проблематика совместной деятельности, разрабатываемая в социальной психологии, глубоко связана с психолого-педагогическими и педагогическими проблемами: процесс воспитания и образования осуществляется в условиях совместной деятельности родителей и детей, учителей и учеников. Именно в этой совместной деятельности осуществляется достижение основной воспитательной цели – всестороннее развитие личности.

Особое место в достижении этой цели занимает так называемая любительская деятельность, под которой мы понимаем деятельность, осуществляемую в свободное время: занятия спортом, техникой, художественной самодеятельностью, кройкой и шитьем и т.д. Данные виды деятельности осуществляются долговременно, более - менее систематически с подчеркнутым интересом или с сильной мотивацией. Они предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности.

Совершенно очевидно, что такого рода деятельность особенно значима для детей и молодежи. Именно здесь безгранично широки, ее возможности повлиять на всестороннее развитие человека. Влияние любительской деятельности на этот процесс во многом зависит от того, как в ходе любительской деятельности протекают процессы общения.

Это подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными психологами в разные годы.1 Исходным положением исследования явилось положение о том, что все виды изучаемой любительской деятельности - особенно спортивной, технической, культурной – в определенной мере, форме или на некоторых фазах ее развития, и ее освоением отдельным лицом выступают в качестве совместной деятельности. Следовательно, ее важнейшим компонентом являются коммуникативные процессы.

По результатам исследований совместное осуществление любительской деятельности в соответствующих формах поддерживает развитие этой деятельности, ее долгосрочное осуществление, что и оказывает особо благоприятное воздействие на всестороннее развитие личности. Это можно объяснить таким образом, что именно совместное осуществление деятельности помогает в деле достижения положительных результатов, в деле преодоления затруднений и препятствий, оно удовлетворяет целый ряд потребностей отдельного лица, формирует его жизненные перспективы, мотивацию, силу воли и т.д. Оно облегчает и усиливает формирующее воздействие основных видов деятельности в тех социальных группах, в которые включен человек. Таким образом, оно способствует развитию деятельности, межличностных отношений и личности.

В совместной любительской деятельности осуществляется несколько взаимосвязанных функций, среди которых можно выделить следующие: приобретение сведений о деятельности, ее условиях и ходе осуществления, приобретение методического руководства, исправление и оценка на пути самостоятельных попыток осуществления деятельности (особо на ее первоначальных стадиях и при переходе к более сложным формам или условиям), обучение контролю и регулированию деятельности, приобретение навыка получать обратную связь о ходе и частичных результатах деятельности и использовать ее для руководства этой деятельностью. Таким образом, делается возможным индивидуальное освоение общественного опыта и осуществление деятельности.

Начинается формирование групповых, коллективных и личных отношений людей, участвующих в совместной деятельности. Отдельная личность учится сотрудничеству, социальной интеракции и коммуникации, она приобретает социальные роли и способности, существенные в самых различных областях ее настоящей и будущей жизни – для включения в семью, рабочий коллектив, в общество как целое и для личного ощущения жизненного удовлетворения и счастья.

Страницы: 1 2


Мыслительный процесс и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недо ...

Теоретические основы исследования эмоциональной составляющей стереотипов межличностного взаимодействия супругов
Универсальная значимость эмоций в жизни и деятельности человека подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки. Р. Декарт утверждал, что «главное действие всех людских страстей» заключается в том, что они настраивают душу и тело человека, побуждают его к жизни. Функция побуждения или акт ...

Научные предпосылки становления рефлексивного подхода
Целью данного параграфа будет показать современные тенденции к преодолению исторически сложившейся в психологической науке трактовки познавательной активности, как производной интеллектуальной деятельности в сторону учёта культурных и личностных аспектов познавательной деятельности. Если в целом давать обобщенную характеристику развити ...