Материалы » Психологическое консультирование и психотерапия » Психотерапевтические факторы, по И.Ялому

Психотерапевтические факторы, по И.Ялому
Страница 3

Участник группы, который полностью осознал эту последовательность, приходит также и к осознанию своей личной ответственности за то, как она разворачивается: каждый индивидуум - автор своего собственного межличностного мира.

В. В результате этой терапевтической последовательности клиент постепенно меняется. Для этого он идет на риск – испытывает новые способы быть с другими людьми. Вероятность этого изменения является производной от:

· мотивированности пациента к изменению и степень личностного дискомфорта и неудовлетворенности, вызываемых нынешними моделями поведения;

· степени вовлеченности пациента в группу;

· ригидности структуры характера и межличностного стиля пациента.

Когда изменение, даже самое скромное, происходит, пациент убеждается, что новое поведение не повлекло за собой никаких бедствий, осмеяния или поглощения другой личностью.

Постепенно запускается в действие спираль адаптации, сначала это происходит внутри, а затем и вне группы. По мере уменьшения межличностных искажений пациента или пациентки, его/ее способность формировать удовлетворяющие отношения укрепляется. Социальная тревога снижается, самооценка повышается, потребность закрыться от окружающих ослабевает. Окружающие откликаются на такое поведение положительно и высказывают признаки большего одобрения и принятия пациента, что повышает его самооценку и способствует дальнейшим изменениям. В конечном счет спираль адаптации начинает функционировать в настолько автономном режиме и с такой эффективностью что профессиональная терапия уже не нужна.

9. Сплоченность группы. Сплоченность – это широко и многосторонне изученное базовое свойство групп. Там, где присутствует сильное чувство солидарности, или чувство «мы» - участники ценят группу выше и защищают ее от внутренних и внешних опасностей. Такие группы отличаются высокой активностью, хорошей посещаемостью. Сплоченная группа дает человеку ощущение защищенности, принятия, включенности, обеспечивает удовлетворение базовых потребностей человека. Сплоченность является фактором, оказывающим существенное влияние на исход терапии. В условиях принятия и понимания участники группы будут более склонны к самовыражению и самоисследованию, к осознанию и интегрированию доселе неприемлемых аспектов «Я», а также к более глубоким отношениям с другими. Сплоченность создает благоприят­ную среду для самораскрытия, принятия на себя риска и конструктивного выраже­ния конфликтов в группе — феноменов, способствующих успеху групповой тера­пии.

10. Катарсис. Катарсис - переживание сильных эмоций, прежде не получавших выход, что приводит к ощущению очищения и освобождения. Эффект катарсиса испытывает человек в разных ситуациях. Переживая катарсис, человек испытывает «ощущение снятия груза с души». Очищение возможно, когда человек открыто рассказывает о наболевшем, о том, что серьезно давит на него.

11.Экзистенциальные факторы. К экзистенциальным факторам относят осознание сложности жизни и принятие на себя ответственности за свою жизнь. Принятие того, что человеку невозможно избежать страдания, смерти. Включаясь в психотерапевтическую группу, постепенно человек приходит к принятию ответственности за самого себя, за тот способ, которым он живет.

В психотерапии, также как и психологическом консультировании традиционно различают следующие подходы:

· поведенческий,

· психодинамический подход и

· экзистенциально-гуманистический подход

Поведенческий подход. Основной задачей в рамках данного подхода является обучение новым адаптивным формам поведения. Основным методом в работе является бихевиоральный тренинг , решающий задачу формирование навыков адаптивного поведения. Охарактеризуем метод тренинга, получившего широкое распространение в современных условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5


Организация опытно-экспериментального исследования по использованию рок-музыки как средства формирования самооценки подростков. Диагностика уровня самооценки подростков
Основной целью в работе является определение уровня самооценки для дальнейшей коррекции, помощи в организации педагогических действий, а также для правильного развития школьника-подростка, для открытия им своих потенциальных возможностей, жизненных ресурсов. Опытная работа проводилась на базе школы №1. Объектом практической работы выст ...

Игры детей и животных
Молодые животные очень много играют - между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь живут одиночками, - например, медведи, дикие кошки, - в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как физ ...

Социально-психологические аспекты развития группы
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по наб ...