Материалы » Психологическое консультирование и психотерапия » Психотерапевтические факторы, по И.Ялому

Психотерапевтические факторы, по И.Ялому
Страница 1

1.Вселение надежды. И.Ялом утверждает, что вселение – краеугольный камень любой психотерапии. Вера в лечение и сама по себе может дать терапевтический эффект, поэтому психотерапевтам следует делать на этом упор, всячески укрепляя веру пациента на успех группового метода психотерапии Исследования показывают, что ожидание помощи от предстоящего лечения значимо коррелирует с позитивным результатом терапии Эта работа начинается еще до фактического начала группы, в ходе ознакомительных встреч, когда психотерапевт укрепляет положительный настрой, устраняет предвзятые негативные идеи. Успеху групповой терапии содействует не только общий благоприятный настрой, но и надежда. Кроме того, наблюдение за улучшением состояния других также является важным моментом.

2. Универсальность переживаний. Многие пациенты приступают к терапии с тревогой в душе, полагая, что своим несчастьем они единственные в своем роде, что только у них одних бывают пугающие или неприемлемые проблемы, мысли, импульсы или фантазии. В силу своей социальной изолированности, людям присуще обостренное чувство собственной уникальности.

В терапевтической группе, особенно на ранних этапах функционирования, ослабление этого присущего пациенту чувства собственной уникальности в большей степени способствует облегчению его состояния. Выслушав других членов группы, которые делятся своими тревогами, сходными с их собственными, пациенты сообщают о зарождении в них ощущения большего контакта с миром: «Мы все в одной лодке»

3. Снабжение информацией. Терапевты в ходе групповой работы излагают информацию по вопросам душевного здоровья, душевных заболеваний и общей психодинамике, дают советы, предложения или прямое руководство, которое предлагают пациенту рекомендации в отношении определенных случаев. Кроме того, в группе ее члены получают информацию, советы, рекомендации друг от друга.

Снабжение информацией со стороны психотерапевта может осуществляться в форме обучающего инструктирования и прямого совета. Рассмотрим их.

Обучающее инструктирование. Большинство терапевтов не прибегают к явному обучению, однако во многих подходах к терапии формальное инструктирование или психологическое обучение стало важной частью программ работы.

Например, ведущие групп для людей, потерявших близких, рассказывают участникам о естественном цикле скорби, тем самым помогая им осознать, что они проходят через определенную последовательность этапов страдания и что их боль естественно, почти неминуемо, смягчится. Ведущие помогают пациентам предвосхищать, например, приступы острой муки, которые тем предстоит переживать каждую значимую дату (праздники, годовщины, дни рождения) в первый год послед утраты.

Другой пример: ведущие групп для женщин с первой беременностью могут оказать им существенную помощь, разъяснив физиологическую основу тех физических и психологических изменений, которые происходят в них, а также описав процесс и особенности вынашивания и родов. Участниц поощряют высказывать свои страхи, что дает ведущим возможность систематически и с рациональных позиций, с использованием соответствующей информации, обращаться к иррациональным убеждениям.

Прямой совет. В отличие от открытого обучающего инструктирования со стороны терапевта, прямой совет со стороны участников группы присутствует во всех терапевтических группах без исключения. Наименее эффективной формой совета является прямо высказанное предложение, наиболее эффективной - систематические, детально разобранные инструкции или набор альтернативных рекомендаций по достижению желаемой цели.

Страницы: 1 2 3 4 5


Ассоциативная суггестия.
Любой разговор ищет своего продолжения в ассоциативных связях. Это свойство можно эффективно использовать в направлении разговора в нужное русло, в программировании определенного поведения окружающих. Суггестор в разговоре с человеком акцентирует его внимание на определенных идеях, сцепленных ассоциативными связями с теми идеями, которы ...

Личность и социальная установка
Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д. Н. Узнадзе. Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной психологии. Традиции исследования социальных установок – «аттитюдов» в современной социальной психологии на Западе. Необихевиористский и когнитивистский подходы к изучению социальных уст ...

Восприятие и понимание человека человеком.
Процесс формирования образа другого человека достигается "прочтением" физических характеристик, психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия. При оценке восприятия необходимо учитывать: 1. Объект восприятия не пассивен и не безразличен по ...