Материалы » Гендерные особенности проявлений агрессивности личности у подростков » Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности

Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности
Страница 1

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970–х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам. Проблема, связанная с литературой, посвященной гендерным различиям, именно в том и заключается, что печатные издания проявляют больший интерес к отличиям, чем к сходствам, соответственно отчеты об обнаруженных отличиях имеют гораздо больше шансов попасть в печать, чем сообщения о найденном сходстве. Тем не менее, в своих трудах Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами – способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. [22, С. 127].

Среди всех обнаруженных половых личностных различий различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Некоторые исследователи даже считают, что мужской пол выжил благодаря большей агрессивности. Часто привлекаются данные об агрессивном поведении животных (различия между полами обнаружены и здесь) как доказательство их биологического происхождения, хотя и у животных картина отнюдь не однозначна.

У животных самцы обычно более агрессивны, чем самки, что позволяет им успешно защищать самок, детенышей и стадо в целом. Однако у ряда животных самки хотя и меньше самцов, но не уступают им в агрессивности (рыбы, утки и другие птицы). У некоторых же видов самки даже более агрессивны, чем самцы (рыбы цихлиды, куры). По мнению К. Лоренца, это связано с заботой о потомстве – более агрессивным является представитель того пола, который осуществляет такую заботу, если же детенышей выращивают оба пола – разницы в агрессивности между ними не наблюдается.

Агрессия играет определенную роль в сексуальных взаимоотношениях между полами. У многих видов животных существуют специальные механизмы, тормозящие агрессию по отношению к противоположному полу. Если бы не было такого торможения, то либо самцы, как более сильные, уничтожили бы самок, либо невозможно было бы спаривание.

В экспериментах на животных были обнаружены и врожденные механизмы агрессивного поведения.

С помощью электростимуляции мозга обезьяна, занимавшая подчиненное положение, подавляла агрессивность доминирующей обезьяны.

Американские исследователи Г. Кювер и П. Бьюси провели эксперименты на обезьянах и обнаружили, что после удаления миндалины (вместе с височными долями) у животных исчезла всякая агрессивность, в том числе и полезная – нужная для самозащиты и поддержания своего статуса. Одновременно с исчезновением агрессивности возникли нарушения в реакциях на опасность и на сексуального партнера – животные не различали опасные и неопасные сигналы, а также пригодного и непригодного половых партнеров. [19, С. 291].

Таким образом, учитывая данные, полученные на животных, можно принять гипотезу о биологических корнях половых различий по агрессивности у человека. Однако сводить все к биологическим причинам не стоит, тем более что и у животных возможно «обучение» агрессивности – благодаря механизму подражания поведению представителей своего пола.

Для того чтобы понять, как проявляется агрессивность у обоих полов, надо представлять, о какой ее разновидности идет речь.

Выделяют прямую (открытую) и скрытую агрессивность. Различия заключаются в намерениях «агрессора»: во втором случае он старается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело как желание обидеть партнера по общению, в первом же случае он не скрывает своих намерений. Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физической (сопровождающейся действиями – ударами, нападением, толчками), вербальной (оскорбительные слова, клички, иронические высказывания) и экспрессивной, или невербальной (оскорбительные жесты, саркастическая улыбка, презрительная гримаса). Скрытая агрессия проявляется в формах физической (действия, подчеркивающие, что собеседника не замечают), вербальной (клевета, злословие, раскрытие чужих секретов, слова, вызывающие у другого человека чувство вины, оставление вопросов без ответа) и невербальной (избегание взгляда, мрачное выражение лица в ответ на улыбку и т.п.). [4, С. 76].

В целом ряде зарубежных обзоров обобщены результаты многочисленных исследований по агрессии. Была установлена большая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Однако, как правило, здесь имеется в виду такой яркий вид агрессии, как открытая физическая агрессия, причем гендерные различия в этом плане не уменьшаются, а увеличиваются с возрастом испытуемых.

Страницы: 1 2 3


Диалектика приобретенного и природного в способностях
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных ...

Классификация ощущения
Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущения данного качества или "модальности". В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения - прикосновения и ...

Способности. Понятие о способностях.
Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивны ...