Характеристика применяемых диагностических методик
Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рисунков – очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности испытуемого. С. Леви полагает, что использование данной техники до применения других, более сложных техник оценки личности является оправданной клинической практикой. Что касается валидности и надежности утверждений, основанных на анализе рисунков, то здесь нет достаточной информации. Однако эксперименты, проведенные в данной области такими клиницистами, как К. Маховер, М. Крим, Г. Цукер, Д. Векслер, Э. Толлер, Б. Томлисон, в целом носят многообещающий характер, что оправдывает продолжающиеся исследования достоинств и ограничений метода анализа рисунков. Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаш и стандартный лист чистой бумаги21 на 30 см. Должна быть подходящая ровная поверхность и достаточное освещение. Инструкция: «нарисуйте, пожалуйста, человека». Отвечая на все вопросы типа «Каким должен быть рисунок?», исследователь должен ограничиться общими утверждениями, например, «Рисуйте как хотите и что хотите». Когда испытуемый нарисует фигуру какого-либо пола, экспериментатор говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, фигуру противоположного пола». После окончания диагностики необходимо поблагодарить испытуемого за активное участие.
Эффективное применение данной техники зависит от понимания личностной динамики и от степени знакомства с рисунками большого числа индивидов.
Опросник А.И. Захарова состоит из десяти вопросов. Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:
• Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;
• Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);
• Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
• Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета.
Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
1. большим возрастным периодом идентификации девочек;
2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
Упражнение «Мой день Рождения»
Время проведения: 10 мин
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рожден ...
Введение.
Современное общество характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естес ...
Самонаблюдение
Самонаблюдение, или интроспекция, т.е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, соверше ...

