Расстройства настроения и их мозговые механизмыСтраница 1
Изучение расстройств настроения началось еще в Древней Греции (так, термин «мания» был введен Гиппократом). К настоящему времени различают несколько видов аффективных расстройств. В классификации МКБ-10 выделяются депрессивное расстройство, маниакальное расстройство, биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз).
Распространенность этих заболеваний следующая: биполярное расстройство – 1%; вероятность депрессивного эпизода в течение жизни у женщины – 20%, у мужчины – 10%. Средний возраст начала заболевания – 40 лет. Более часто аффективные расстройства встречаются у одиноких и разведенных лиц; у лиц, принадлежащим к высоким социально-экономическим слоям общества.
Определенную роль в этиологии этих заболеваний играют наследственные факторы. 50% биполярных больных имеют хотя бы одного родителя, страдающего расстройствами настроения. Если расстройствами настроения страдают оба родителя, то вероятность заболевания ребенка увеличивается до 50-75%. У монозиготных близнецов корреляция наследования составляет 67%, у дизиготных – 20%.
Особенность аффективных расстройств в том, что это не просто хорошее или плохое настроение, а устойчивое, очень интенсивное изменение настроения, которое приводит к дезадаптации. Так, реакция нормального горя при самых тяжелых потерях (как смерть близкого человека) длится самое большее – год.
Эти заболевания затрагивают три сферы: моторную, идеаторную (мышление), эмоциональную.
Основные симптомы депрессии – это депрессивное настроение (в 50% случаев), снижение интереса, влечений, активности, пассивность (100%), снижение энергии, мотивации (100%), снижение самооценки (80%), бессонница (80%), суицидальные мысли (66%), суицидальные действия (10-15%), снижение веса (40%), бред (10%). Депрессивное настроение – это пониженное настроение, его можно описать как печаль, подавленный гнев, чувство стыда, нерешительность, сомнения, самокритика. Мотивация, если присутствует, то чаще всего это отрицательная мотивация. У больных больше, чем у других людей, вероятность формирования зависимости. Как особая форма суицида выступает так называемый расширенный суицид (стремление не только к своей смерти, но и к смерти близких людей; мотивируется желанием избавить их от страданий). Другие частые симптомы при депрессии – усиленное чувство вины (часто в сочетании с бредом), самообвинения, кроме того, избегающее поведение, снижение аппетита, заторможенное мышление, снижение моторного компонента, так называемое абсолютистское мышление. В когнитивной психологии депрессия описывается с помощью «когнитивной триады»: негативный образ себя, негативный образ мира, негативный образ будущего.
Основные симптомы мании – маниакальное настроение (50% случаев), ощущения собственного величия (100%), расторможенность (100%), импульсивность (100%), неустойчивость внимания (100%), речевая активность, т.е. быстрая речь (100%), скачка идей, ускорение мышления (100%), нарушение суждений (75%), бред (75%), повышенная двигательная активность. Маниакальное настроение – это повышенное настроение, возбуждение.
Биполярное расстройство выражается в том, что депрессия и мания чередуются у одного человека с большей или меньшей частотой.
В последние десятилетия отмечается неослабевающее внимание исследователей к проблеме депрессивных расстройств. Результаты исследований указывают на патоморфоз психогенных депрессий, чаще протекающих на неврологическом уровне.
Предварительный диагноз
Органическое заболевание головного мозга сосудистого генеза. Формирование психоорганического синдрома. Задержка психического развития, общее недоразвитие речи 3 ст. ...
Классификация толпы
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.
Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы:
1 Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организу ...
Концептуальная модель Семёнова И.Н. Теоретическая концепция
Рассмотрев предмет и методологию рефлексивного подхода в целом, необходимо перейти к более конкретному рассмотрению рефлексивного компонента в школе Семёнова И.Н.
В результате теоретико-экспериментальных исследований в 1971-1991 гг. открыт факт неоднородности рефлексии, установлена ее ведущая, системообразующая роль в организации мышле ...

