Материалы » Психические расстройства и мозг » Расстройства настроения и их мозговые механизмы

Расстройства настроения и их мозговые механизмы
Страница 2

Гормональные и нейромедиаторные моноаминовые системы, играющие важнейшую роль в поддержании нормальной организации центральных нервных процессов, деятельности периферических органов и адаптивных гомеостатических перестроек в организме, активно исследуются при аффективных расстройствах, в том числе и при депрессивных состояниях.

В развитии расстройств настроения принимает участие стрессорная система мозга. Она начинается от заднего мозга и гипоталамуса и оканчивается структурами большого мозга, образующими лимбическую систему и расположенными вокруг нее. В ней есть нейроны, содержащие нодрадреналин, кортиколиберин и дофамин. Эта система представляет собой комплекс из нервных, гуморальных и иммунных реакций и вступает в действие, когда какой-либо фактор заставляет гипоталамические центры секретировать кортиколиберин. Этот фактор в свою очередь стимулирует гипофиз, заставляя его вырабатывать кортикотропин, который переносится кровью к надпочечникам и стимулирует секрецию ими кортизола (это главный циркулирующий в организме стероид, связанный со стрессом). Активация этой системы вызывает изменение настроения и мышления. В норме спад ее активности начинается, когда избыток кортизола достигает гипоталамических рецепторов (рецепторы глюкокортикоидов) в головном мозге и подавляет здесь выработку кортиколиберина.

Депрессию рассматривают как результат длительной активации системы стресса в головном мозге. У больных с депрессией происходит избыточная выработка кортиколиберина, а ее подавление нарушено. Поэтому при депрессии не происходит спада активности стрессорной системы, и она находится в состоянии хронической активации.

Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются главным образом нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые нейроны являются «узловыми станциями» системы стресса. Одна популяция нейронов стимулирует другую. Кроме того, они обе одинаково реагируют на многие нейромедиаторы и белковые модуляторы нервной передачи. Поскольку многие антидепрессанты способны влиять на эти нейромедиаторы, они должны действовать и на регуляцию системы стресса.

В работе стрессорной системы, как уже было сказано, принимает участие гормон кортизол, вырабатываемый надпочечниками. У многих пациентов с тяжелой депрессией выявляется повышенный уровень кортизола в крови, что также указывает на расстройство функций регулирующей его системы.

Стрессорная система мозга устанавливает уровень бодрствования и эмоционального тонуса, изменяет доступность разных форм информации для извлечения из памяти и анализа и способствует инициации тех или иных действий. Все эти функции нарушены у больных с депрессией, что вызывает подавленность, тревожную сосредоточенность и неспособность принимать решения.

Анализ симптомов расстройств настроения, так же как результат биологических исследований, подтверждают гипотезу о том, что при расстройствах настроения имеет место патология лимбической системы, базальных ганглиев и гипоталамуса. Отмечено, что неврологические нарушения базальных ганглиев, лимбической системы (особенно повреждения, при которых наблюдается возбуждение недоминантного полушария), сопровождаются депрессивными симптомами. Лимбическая система и базальные ганглии тесно связаны; предполагается, что главную роль в возникновении эмоций играет лимбическая система. На основании нарушения сна, аппетита и сексуального поведения предполагается дисфункция гипоталамуса, об этом свидетельствуют также нарушения эндокринных, иммунологических показателей. Замедленные движения, небольшие когнитивные нарушения при депрессии обнаруживают сходство с проявлением, наблюдающимся при повреждении базальных ганглиев (при таком заболевании, как подкорковые деменции).

Страницы: 1 2 3 4


Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.[19] В этом возрасте закладываются основы будущей личности: ü формируется устойчивая структура мотивов; ü зарождаются новые социальные потребности ...

Определение объема выборки исследования
Выбор объекта исследования — задача, которую предстоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных. В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил. 1. Содержательн ...

Индивидуально-типологические особенности личности
Личность – категория общественно – историческая. Общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характере. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, этики, эстетики и т.д. Личность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное ...